Научно-фантастический фильмМножество лестных слов уже было сказано о «Терминаторе», первом по-настоящему авторском проекте канадского режиссера Джеймса Кэмерона, впоследствии прославившегося на весь мир своими масштабными постановками. Во многих отношениях первый «Терминатор» так и остался непревзойденной вехой в его фильмографии, навсегда завоевав любовь зрителей: оригинальная (а главное — простая) концепция и отлично прописанный сценарий вкупе с блестящей постановкой обеспечили идеальный темп, выверенный на всем протяжении фильма. Ни одной лишней сцены, ни одного лишнего кадра. Беспрецедентный уровень исполнения.
Фильм стал настоящей иконой жанра, подарив миру один из самых запоминающихся образов в истории кино. В связи с этим, хотелось бы отметить то, чем «Терминатор» не стал.
Пока Кайл Риз вместе с Сарой Коннор ведут борьбу за выживание на ночных улицах Лос-Анджелеса, сам фильм ведет свою собственную борьбу за право представлять тот или иной жанр. Являясь научно-фантастическим боевиком по своей сути, в «Терминаторе» явственно прослеживаются зачатки хоррор-элементов, свойственных фильмам ужасов. Это заметно по сценическим приемам, операторской работе, музыкальному оформлению в некоторых эпизодах, а также наличию по-настоящему напряженных моментов. Не говоря уже о жутком образе самого Терминатора — бездушной машины для убийства. Нарисовав бесконечно мрачную и правдоподобную картину ужасного будущего, Кэмерон мудро переносит место действия в наше время, подстегнув этим самым зрительское сознание на выработку тревожного ощущения, пронизывающего весь фильм от начала до конца.
При определенном стечении обстоятельств из Кэмерона мог бы получиться отличный режиссер фильмов ужасов. «Терминатор» и последующий за ним фильм «Чужие» наглядно демонстрируют творческий потенциал Кэмерона как режиссера хорроров. Примечательно, что как раз первой его режиссерской работой стал трэшевый ужастик «Пираньи 2». И как знать, куда бы тогда повернуло колесо истории, будь «Терминатор» не фильмом-предостережением надвигающейся катастрофы, а жестоким триллером про маньяка в джинсовой куртке, хладнокровно истребляющим своих жертв (на что явно намекает неадекватный перевод названия фильма в советском прокате — «Киборг-убийца»)?
Так или иначе, судьба распорядилась по-другому. Вероятнее всего, сам ход повествования определял то, каким должен быть этот фильм. «Терминатору» суждено было стать фантастическим фильмом. И он им стал. И стал одним из лучших. Возможно, мы потеряли перспективного режиссера фильмов ужасов, но взамен получили выдающегося мастера — постановщика поражающих воображение эпических историй. Мне кажется, неплохой размен!