Что можно снять за 6 миллионов долларовЗнал ли Джеймс Кэмерон в далеком 1984 году, что его научно-фантастический опус о киборге-убийце станет классикой фантастического кино? О таком грандиозном признании он навряд ли мечтал, но на то, что картина будет пользоваться определенным успехом у зрителей наверняка рассчитывал.
В этом фильме замечательно все. Это учебник для студента, мечтающего стать режиссером фантастического кино. Это фильм, о котором говорить «нравится» или «не нравится» даже как-то стыдно. Потому что к нему испытываешь любовь в чистом виде. Это великое кинематографическое наследие.
Любой опытный киноман сможет найти здесь миллион достоинств: от блистательного грима до высококлассной драматургии, от великолепного саундтрека до ярчайших образов, воплощенных актерами. Точно выдержанная пропорциональность всех компонентов вызывает сплошное восхищение.
Безудержный экшн держит в напряжении постоянно. Образ Терминатора, прекрасно воплощенный Шварценеггером, вселяет страх, хотя самому киборгу это чувство незнакомо. Равно как и незнакомо сопереживание, которое испытываешь к персонажам Майкла Бьена и Линды Хэмилтон. Здесь чувствуется свой особый стиль, своя атмосфера, здесь пахнет нуаром, здесь Бред Фидель что есть силы лупит чугунной сковородой, дабы создать особый «металлический» эффект, а Арнольд Шварценеггер невозмутимо выковыривает скальпелем глазное яблоко, тем самым подчеркивая нечеловечность своего персонажа. Для него важна только его миссия. И неважно какой ценой она будет выполнена, пускай даже придется переступать через горы трупов, а если понадобится, то и ползти к цели. Терминатор не ведает ни боли, ни страха. Это идеальная машина-убийца. Это почти идеальное кино. А самое удивительное, что на все про все было потрачено чуть более $6 млн.
Несомненно, каждой эпохе свои герои. Но особенно обидно наблюдать за неискушенным молодым поколением, привыкшем к 3D и тоннам бессмысленных компьютерных спецэффектов, для которого этот фильм является чем-то далеким. Но я задаю всего один вопрос: будут ли считать «Аватар» того же Кэмерона классикой через 30 лет, коей «Терминатор» является сейчас (и будет являться всегда)? Я не уверен. Технически прогрессивным — однозначно. А вот классикой… Навряд ли.
После ошеломительного успеха первого фильма Кэмерону были выделены рекордные по тем меркам $100 млн. на съемки второй серии. И все мы прекрасно помним, чем это закончилось: выход картины «Терминатор 2. Судный день» оказался как раз тем беспрецедентным случаем, когда сиквел превосходит оригинал. Оба «Терминатора» Джеймса Кэмерона — явление в кинематографе феноменальное и фантастическое во всех смыслах.
К сожалению, сейчас мы наблюдаем упаднический кинематограф, и современные многомиллионные 3 и 4 части даже и близко не стоят с первыми двумя фильмами. 25 лет назад знали, как нужно снимать кино, имея в распоряжении игрушечные грузовые машины. А сейчас, имея на руках по $200 млн., снимают несуразицу в красивой обертке современных технологий, забывая о том, что зритель ведь не машина, а человек. Но это уже темы для совсем других разговоров…
10 из 10
Любите достойное кино!