Дорога в тысячу ли начинается с первого шагаВ наше время уже очень сложно говорить о таком фильме, как «Терминатор» (1984) вне контекста его исторической значимости, поэтому не удивляйтесь, если большая часть рецензии окажется посвящена именно этому элементу, а не фильму самому по себе.
Итак, «Терминатор», пожалуй, первый по-настоящему хитовый проект
Джеймса Кэмерона. Основная сюжетная канва — противостояние прибывших из будущего охотника (в этой роли выступает непосредственно терминатор, кибернетический организм, созданный для уничтожения людей, в исполнении
Арнольда Шварценеггера), который должен уничтожить, казалось бы, практически беспомощную жертву (в данном случае — юная Сара Коннор в исполнении
Линды Хэмилтон), и её защитника (солдат сопротивления Кайл Риз в исполнении
Майкла Бьена). Естественно, охотник намного сильнее, так что шансы героев спастись изначально выглядят невыгодными. На фоне этого противостояния мы видим развитие любовной линии между Сарой и Кайлом и, что гораздо более важно для вселенной «Терминатора», превращение Сары Коннор из девушки, которая «даже со своей чековой книжкой разобраться не может» в человека, который научит своего сына бороться с армиями машин и не отступать перед лицом обстоятельств. Пожалуй, именно идея того, что никогда нельзя сдаваться, нельзя прекращать бороться, даже когда все обстоятельства против тебя и ситуация кажется безвыходной, является основной в этом фильме.
В отношении актёров хотелось бы отметить удачный контраст между
Шварценеггером и
Бьеном. На фоне Железного Арни Майкл совсем не выглядит каким-то героем, что ещё раз подчёркивает изначальное неравенство сил между машиной и человеком. Пропасть здесь выглядит гораздо большей, чем во втором фильме, ведь человек слишком хрупок, и один-единственный его неверный шаг может легко стать последним.
Тем не менее, когда речь заходит о первой части «Терминатора», в первую очередь вспоминается не рассказанная фильмом история, а различные яркие мазки — холодная жестокость терминатора, его красные глаза, злобное отчаяние полуживого Риза, бросающегося на машину-убийцу с одним лишь железным прутом, культовое шварценеггеровское «I`ll be back», рождённое именно на съёмках этого фильма, и т. п.
Всё же основной заслугой первого «Терминатора» мне представляются не какие-то его собственные достоинства, а то, что он задал правила и подготовил почву для последующего гениального продолжения. Ну, и, конечно, доказал, что фантастические боевики могут быть интересными и коммерчески выгодными.
В итоге, как историческое явление, «Терминатор», конечно, заслуживает оценки 10, но как фильм сам по себе всё же