Робот и ГолливудБывает так: приходит режиссер и/или сценарист с мировым именем, предлагает сценарий и все, что к нему полагается. На проект выделяют огромные деньги, снимают фильм, рекламируют, выпускают в прокат — и фильм проваливается в прокате, иногда даже не успев отбить бюджет. А бывает наоборот: приходит никому не известный режиссер, иногда самоучка, с собственным сценарием и прочим. Вроде обычный сюжет, нового слова в мировом кино не скажет… Выделяют на такой проект чисто формальный бюджет, которого со скрипом хватает на самое необходимое, и долго пересматривают и пытаются отредактировать сценарий. Фильм выходит в прокат — и становится культовым, зрители валят на него толпами, критики ставят высокие оценки и признают фильм настоящей революцией в жанре… Именно так произошло с «Терминатором» Кэмерона. Видели его, возможно, не все, но слышал совершенно точно каждый. В будущем власть захватывают машины, и главным их врагом становится Джон Коннор — лидер выживших людей. Машины отправляют в далекое прошлое робота с целью уничтожить мать Джона, пока она не родила его. Но люди отправляют за роботом своего человека, который должен остановить робота и спасти героиню, не подозревающую о своей миссии… Все это каждому знакомо и неоднократно обыграно и до, и после «Терминатора». Однако не все, но большая часть лавров досталась именно ему, хотя до него были сняты легендарные «Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию» и благополучно позабытые уже тогда «Колосс: проект Форбина», «Потомство демона» и «Мир дикого Запада»… В общем, достаточно мощная конкуренция, чтобы задавить третьесортный ужастик, к каковым, без сомнения, относится «Терминатор». Однако у третьесортного ужастика есть одно небольшое преимущество — он гораздо менее интеллектуален, чем вышеперечисленные конкуренты, и в силу этого легче воспринимается широким кругом зрителей. Кэмерон сделал то, чего не сделали его предшественники: облек уже не совсем новую тему в новую, при этом наиболее популярную у масс форму. Он не ставит никаких философских (как в «Космической одиссее» или «Бегущем по лезвию»), политических (как в «Колоссе») или иных заумных вопросов — просто рассказывает историю о том, как два человека скрываются от робота-убийцы. А большего массовому зрителю и не надо. Следовательно, ключом к успеху для Кэмерона стал примитив. Свою роль сыграл, конечно, и небольшой бюджет — его гораздо легче отбить в прокате. Плюс оригинальный внешний вид робота — до Кэмерона почему-то никто не додумался сделать робота-монстра похожим на человеческий скелет.
Следует отметить, правда, что об остальных деталях режиссер также не особо заботился — ни актеры, ни оператор, ни все остальные участники съемочной группы ничем особым не отличились. Так что технически «Терминатор» — просто посредственный хоррор своего времени, не затерявшийся среди себе подобных только из-за необычного монстра — не маньяка, как было модно в те годы, не потустороннего чудовища или чего-то еще в этом роде, а гуманоидного робота. За свежесть идеи можно поставить 3 балла, за оригинального робота — еще балл, но на этом плюсы фильма заканчиваются.
4 из 10