Научно-фантастический боевикПересматривал на днях первого «Терминатора» и вот о чем я подумал. С одной стороны этот фантастический боевик затрагивает несколько очень важных вопросов, а с другой умело развлекает зрителя и держит его весь хронометраж (всего-то 1 час 47 минут) в напряжении. Фильм, напомню, вышел в 1984 году. А, как известно, в 1984 году Часы Судного дня (проект журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков», который показывает время, оставшееся до полуночи, что в свою очередь символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения) показывали 23:57. Видимо это напряжение ощущалось и обычными гражданами и уж тем более всевозможными кинематографистами. Дело в том, что «Терминатор» это не только фильм о киборге, прибывшим из будущего для убийства Сары Коннор. Но еще и напоминание человечеству, что следующая мировая война закончится для людей очень плачевно. И совершенно не важно, по вине компьютеров она произойдет или по вине самого человека. Хотя, безусловно, страх перед искусственным интеллектом здесь тоже прекрасно передан.
Как-то раньше я об этом не думал, но сейчас обратил внимание, что в 1983 году вышли сразу два фильма рассказывающих о возможных последствиях ядерной войны. Подростковые «Военные игры» Джона Бэдэма, в котором ядерная война сравнивается с игрой в крестики-нолики, где не бывает победителя, а ничья не сулит ничего хорошего, потому что в реальном мире, при ничьей будут уничтожены обе стороны конфликта. И шокирующий «На следующий день» Николаса Мейера, в котором открыто и довольно реалистично показано, что произойдет после того, как кто-то нажмет на кнопку, и ракеты вылетят из своих шахт. Ну, а в 1984 вышел британский телефильм Мика Джексона «Нити», еще более убедительный антивоенный фильм о последствиях ядерной войны. Увы, все эти картины весьма пессимистичны. И скорее всего, все эти апокалиптические сюжеты не приукрашены, как обычно бывает в кино, а наоборот, приуменьшены.
Ко всему прочему, «Терминатора» вполне можно отнести и к киберпанку. Кстати, сам термин «киберпанк» появился в 1983 году. Примечательно и то, что робот-терминатор, которого играет Арнольд Шварценеггер, когда только прибывает в Нью-Йорк, отнимает одежду у одного из панков. Чем вам не гениальный каламбур от Джеймса Кэмерона (или лихая случайность?)?! Кибернетический организм надевает на себя одежду панка и воплощает всей своей сущностью само слово «киберпанк»! Самой киберпанковской атмосферы в картине нет, но Кэмерону она и не нужна. Он просто хочет донести простую мысль, что при сильном искусственном интеллекте никакого упадка общества не будет, потому что этот интеллект просто быстренько избавится от всего человечества.
В какой-то степени «Терминатора» можно сравнить и с «Чужим» Ридли Скотта. Что ксеноморф, что терминатор, являются прирожденными убийцами, абсолютно чуждые людям; с ними невозможно договориться, надавить на жалость или сесть за стол переговоров. Возможно, именно поэтому Джеймс Кэмерон занялся съемками продолжения «Чужого» и поставил в 1986 году «Чужих». Хотя «Чижие» все-таки куда больше фантастический боевик, нежели фильм ужасов с постмодернистским подтекстом.
Ну, и в заключение можно провести параллель между «Терминатором» и вышедшим на днях супергеройским фильмом «Мстители: Финал». И тут и там задействована тема путешествий во времени. В «Терминаторе» правда, она служит лишь завязкой конфликта. Терминатора нужно было каким-то образом поместить в реальный мир 1984 года. Потому что, в первую очередь, это фильм о роботе-убийце. Он мог бы прилететь с другой планеты, и охотиться за Сарой Коннор по каким-то иным причинам, или же вообще быть созданным злыми русскими. В «Мстителях» же с помощью путешествий во времени, разрешается уже развязка конфликта. Тем не менее, можно смело сказать, фильмы с использованием машины времени, что 35 лет назад, что сейчас, по-прежнему актуальны.
10 из 10