Легенда кино со стальными яицами. Часть 2Говорить о Терминаторе все равно, что рассуждать о свойствах воды — да, она может становиться твердой, жидкой и даже газообразной, да она необходима для жизнедеятельности организма, да, из нее состоит все живое на планете, да, по нескольку раз в день мы имеем с ней обязательные контакты, без которых просто не могли бы существовать. Но ведь к чему об этом думать, когда можно просто пить?
Так и один из самых легендарных боевиков прошлого века (а может тысячелетия?) воспринимается сегодня как нечто наипростейшее, естественное и само-собой разумеющееся (Ведь само время не властно над Терминатором). Фанатизм и признание публики били все рекорды — дети узнавали имя Арни раньше, чем фамилию собственного президента, взрослые представительные мужчины на полном серьезе обсуждали увиденное при встрече, и даже домохозяйки (нет-нет, да и) припоминали груду смертельных мышц в сладкой ночной фантазии.
Несмотря на то, что фантастический успех фильма можно рассматривать только в приложении к картине в целом, все-таки отметим несколько факторов, сыгравших особую роль в становлении этой иконы кинематографа: 1) Удачная идея, обыгрывающая нарождающийся страх перед разнообразными машинами, механизмами, технологиями, роботами, гаджетами, электронными устройствами и прочими непременными атрибутами современной жизни (тема, подхваченная впоследствии Робокопом, Трансформерами и пр.). 2) Идеальное попадание в образ Шварценеггера 3) Поразительно рациональное (для Кэмерона-то) распределение крохотного бюджета 4) Отличная работа лучшего в своем деле мастера по спецэффектам Стэна Уинстона, на котором некогда держалось целое поколение голливудских фильмов (вечная память великому маэстро) 5) Необъяснимо тревожная, напряженная атмосфера, сохраняющаяся от первого до последнего кадра.
Но кто такой терминатор? В принципе, если присмотреться внимательнее, то он обладает всеми атрибутами того, что повергало в ужас уже древних греков — неотвратимостью судьбы, беспощадностью смерти, нечеловеческой жестокостью. В общем, можно сказать, что он есть злой рок, преследующий жалких, беспомощных, смертных людишек. Но как не странно в противостоянии против слабейших представительниц слабейшего же вида на земле ему суждено(!) потерпеть сокрушительное поражение. Женское (именно детородное) начало одерживает верх над сверхмогучими, разрушительными, маскулинными мужскими технологиями. Кэмерон, как и целая плеяда режиссеров того времени (от Марко Феррери до Ридли Скотта) делает ставку на вечную женственность, могущую победить кого угодно и где угодно. Вплоть до космических трехметровых монстров с двумя челюстями в открытом безграничном пространстве. Более того, последняя сцена из Терминатора и Чужого поразительно похожи и не остается сомнений — откуда Кэмерон черпал для нее вдохновение. Видимо поэтому следующей его работой становится именно обращение к «Чужим», где сержанту Рипли для борьбы с армией уродов в напарники назначается…белокурая девчонка.
В конце следует заметить, что франшиза о киборге-убийце имеет действительно высокий порог выживаемости. Даже несмотря на невнятные и разрушающие общий концепт, продолжения наподобие восстания машин или пришествия спасителя, интерес к персонажу не ослабевает и выход каждого нового трейлера/тизера к последующему фильму обсуждается с нешуточными страстями. Тем не менее, истина такова, что голливудские продюсеры с неумолимостью и беспощадностью (злого рока) сливают некогда целостного и стойкого как член персонажа, выжимая из вялого и обессиленного солдата последние капельки животворящей жидкости. И скорее всего боссы не обретут покой, пока окончательно не развеют память о мифическом и легендарном персонаже и не свергнут икону целого поколения киноманов.
Хоть мы и знаем, что убить его будет совсем не просто.