«Трофимъ»1904 год. Мы видим на полу русской избы умирающего, корчащегося от боли мужика. Кричит женщина, маленькие ребятишки на печке. Над умирающим стоит другой мужчина с топором, это главный герой фильма — Трофим, он вернулся раньше оговоренного домой и застал своего родного младшего брата в кровати со своей женой. Теперь он не знает, что ему делать, вышел в сенки, в одной руке привезенные деткам гостинцы — вязанка баранок, в другой окровавленный топор. Ужасное убийство, братоубийство. Взяв веревку, Трофим уходит в сарай, вешаться. Веревка рвётся, герой решает бежать в Петербург.
В поезде, в приятельской беседе с контроллером, Трофим небрежно роняет фразу — «А я брата зарубил». По прибытию поезда на перроне вокзала, какой-то чудаковатый человек с киноаппаратом, явно француз, «смотрит в коробку и крутит ручку», снимает, выгодное в то время тысячный повтор люмьеровское «прибытие поезда». Такой тёмный человек, как Трофим, который и знать не знал, например, что уже полгода как идёт война с Японией, даже представления не имел, что такое синематограф и тем более киноаппарат. Несмотря на ругань француза, Трофим, срывает съёмку — загораживает собою всё «прибытие поезда» с недоверием заглядывая в объектив камеры.
Не буду рассказывать вам весь фильм, но позже, Трофима поймают, контроллер сообщил «куда следует» и с самого вокзала за убийцей шла слежка. Конечно, его повешают, так поступали с убийцами в те времена, по крайней мере, на этом история Трофима для нас, вроде бы и оканчивается.
Наше время. Современная Россия. 1995 год. Санкт-Петербург. Режиссеры Алексей Герман и Алексей Балабанов работают над фильмом приуроченным с столетию кино. В студию вбегает Балабанов, «нашел, кое-что нашел», говорит он и выкладывает киноплёнку на стол, за которым сидит Герман «давай заряжай — посмотрим, что там есть», что-то наподобие говорит он. Это как раз оказалась та самая плёнка столетней давности, 1904 года с Трофимом на вокзале Петербурга. Но большая часть оказалась негодной, там какой-то мужик загородил все виды собою. Было принято решение вырезать всю сцену с мужиком. Вырезанное пошло в помойное ведро. История человека Трофима окончена.
Первая работа актера Сергея Маковецкого с режиссером Алексеем Балабановым, позже выйдут и многие другие совместные фильмы и Маковецкого буду называть типичным балабановским актёром.
Снявшейся до этого в фильме Хотиненко «Макаров», Сергей Маковецкий получил «Нику» за лучшую мужскую роль. Знаковая работа и в «Прибытие поезда», а может быть и в большей степени знаковая, чем в «Макарове», и определяющая дальнейшую творческую жизнь Маковецкого, с добрыми словами и благодаря судьбу актер вспоминает знакомство с режиссером Балабановым.
После первых знаковых полнометражных картин «Счастливые дни» и «Замок», таких похожих по содержанию, но совершенно разных по воплощению, Алексей Балабанов выбирает способ повествования, схожий, как в «С. д.», он же останется в большинстве дальнейших его фильмах, определяющий стиль почерка режиссера, который будет узнаваем с первых же минут фильма. Истинно Балабановское повествование — мрачный улицы Петербурга, насыщение излишними деталями, человек в среде человеческой и ответы, но только в форме вопросов, кто задастся, тот найдёт, поймёт. В фильме, как мне кажется, показана эволюция русского человека, выход из какой-то темноты — неученые, нечёсаные, (а позже будет революция и хрущевский ренессанс) до какого-то пренебрежения к человеку в современности. Прошло то, какие-то пустяковые сто лет, а как мы изменились, или изменились ли мы? И на самом деле, после просмотра фильма режиссер раскладывает на полки приоритетов «ничтожного человека» и «великий кинематограф», относительно друг друга. А ведь когда-нибудь, в будущем и наше время попадет в руки режиссера, который не задумываясь вырежет случайного тебя из кадра.
10 из 10