Языком комедии о первом звоночке экологического кризисаГайдай весьма долго приходил в себя после того, как его дебютный сольный фильм –
«Жених с того света» – урезали цензоры. Не желая снова рисковать своей репутацией, режиссёр берётся за короткометражки, и в 1961 выпускает десятиминутный сюжет про пса Барбоса, где впервые появляется легендарная троица хулиганов –
Трус, Балбес и Бывалый в исполнении
Вицина, Никулина и
Моргунова соответственно. И эта маленькая работа не осталась незамеченной.
Поразительно: спустя шестьдесят лет «Пёс Барбос» остаётся актуальным! Либо Гайдай настолько удачно подмечал тенденции общества, либо наши сегодняшние проблемы уже тогда являлись больной темой. 1961 год,
только через девять лет экологи начнут бить тревогу, видя загрязнение окружающей среды и снижение биоразнообразия, а Гайдай уже тогда посвятил миниатюрный сюжет тому, как верный пёс становится невольным возмездием хулиганам, которые мусорят на природе и балуются динамитом. Замените последний на петарду – и вуаля, картина сегодняшнего дня! Как шестьдесят лет назад, многие россияне сейчас обожают рыбалку, и как шестьдесят лет назад, находятся те, кто ведёт себя… нет, не по-свински, ибо свиньи вопреки стереотипам не гадят там, где отдыхают… ведёт себя просто нехорошо, бросая в траву бутылки и не задумываясь над тем, какой ущерб наносится водоёмам. А также молодым деревьям, которые срубаются на дрова для костра.
По той или иной причине Гайдай почти полностью отказался от реплик в этой ленте. Трус, Балбес и Бывалый переглядываются, улыбаются, смеются, испуганно таращат глаза, и такое поведение раскрывает персонажей и ситуацию лучше всяких слов. Во многом это, конечно, благодаря забавной и позитивной музыке, которую написал композитор
Никита Богословский, известный также по саундтрекам к многочисленным советским мультфильмам.
Эти десять минут, ставшие глотком радости как для Гайдая, так и для зрителей, не надоедают. Пересматривать их, как и последующие режиссёрские работы – одно удовольствие!
10 из 10