Преступление и наказаниеГлушить рыбу динамитом — нехорошо! Распивать алкогольные напитки не природе — аморально! Вот, в принципе, главный посыл замечательной короткометражной ленты
«Пес Барбос и необычный кросс», которую поставил в 1961 году гениальный советский комедиограф
Леонид Гайдай. Конечно же данная его лента носит поучительный характер и призвана показать гражданам, что темные замыслы всегда будут наказаны. И не важно, видит вас милиция или же нет: провидение вас так просто не оставит… В СССР было снято немало социальных фильмов, призванных наставить граждан на истинный путь, но лишь короткометражки Гайдая обрели воистину культовый статус. И подобный успех он обрел благодаря двум составляющим: едкой сатире, а также участию в съемках, пожалуй, самого легендарного комик-трио советского периода в лице
Юрия Никулина,
Георгия Вицина и
Евгения Моргунова, которые воплотили соответственно
Балбеса,
Труса и
Бывалого.
Так уж повелось, что ленту «Пес Барбос и необычный кросс» стараются показывать на отечественных каналах в компании с еще одной замечательной лентой Гайдая, «Самогонщиками». Данные проекты практически являют собой продолжение друг друга и по прошествии не одного десятка лет смотрятся, как единое целое. И если в последней на первом плане идет высмеивание пьянства, да еще и в студеную зимнюю пору, то вторая в первую очередь бьет по репутации браконьеров, которые активизируются в основном жарким летом. Однако нельзя не отметить и еще одно действующее лицо данных короткометражек, которое как раз и выступает голосом разума среди нашей нерадивой Троицы! Им выступает никто иной, как
Пес Барбос, верная собака героев, которая тем не менее в самый ответственный момент крушит все недобросовестные планы Троицы. В «Самогонщиках», например, Пес крадет важнейшую трубку из самогонного аппарата и таким образом начинается неудержимая погоня сквозь зимний лес. Ну а в своем «именном» проекте, веселая собачка прыгает в воду за палкой с динамитной шашкой и, естественно, отправляется к своим хозяевам! Так что в ленте «Пес Барбос и необычный кросс» начинается погоня в обратном направлении: теперь уже нерадивой Троице приходится убегать от своего друга. Однако теперь на кону не просто арест в милиции, а самое что ни на есть ценное, что может быть у человека — его же здоровье…
Как и в остальных своих короткометражных работах с участием Никулина, Вицина и Моргунова, Гайдай отказывается от диалогов и все события передает с помощью удивительной мимики и жестикуляции своих замечательных актеров. Кроме того немаловажную роль в сюжете играет и саундтрек от
Никиты Богословского, который умудрился передать не только общий фон повествования, но также озвучил такие мелочи, как смех героев, их страх и поразительную глупость!
Но как бы веселы бы ни было наблюдать за работой лица актеров, как и в детстве, так и в зрелом возрасте просто нельзя отвести взгляд от экрана, когда начинается тот самый кросс, о котором нам сообщали в названии. Череда уморительных гэгов, комбинированные съемки, обаятельные ретро-приемы, которые некогда казались передовыми новшествами… Удивительно, но даже по прошествии 50-ти лет с премьеры данной короткометражки она смотрится все также весело и задорно. Кроме того именно «Пес Барбос и необычный кросс» будет особо интересен зрителям молодого поколения, так как здесь описываются классические моменты, которые наблюдаются и сейчас во всевозможных эпизодах мультсериалов на подобие «Тома и Джерри». Ну и общая затравка повествования в виде браконьерства куда более злободневна для современных юных зрителей, нежели самогоноварение.
В итоге хочу сказать, что
«Пес Барбос и необычный кросс» — одна из лучших комедий советского периода. И пусть она длится всего лишь 14 минут, но за это время создатели фильма успевают предъявить нам все свои мысли и идеи выдав практически идеальное кино для гарантированного поднятия настроение. А это дорогого стоит!
10 из 10