Бессмертные ублюдкиНе так давно на большие экраны вышло сразу несколько громких проектов, в обязанности которых входило изменить идеологию супергеройства. Наскучившая всем прямолинейность одномерных героев, четко делящихся на два лагеря - должна была уступить место гибкой идеологии текучего диалектического противостояния добра и зла. В частности, речь идет о 'Бетмене против Супермена', 'Лиге справедливости' и других проектах, противостоящих растущей как мыльный пузырь киновселенной Марвел, захватывающей в свою орбиту все новых и новых супергероев. Однако, люди, надеявшиеся на гений Зака Снайдера с его 'Хранителями' были разочарованы результатом - легкие намеки на смену ракурса восприятия идеологии супергеройства были не просто нивелированы знакомыми всем клише, но даже опорочены тем прискорбным фактом, что штампы были преподнесены кое-как. Поэтому почитатели мрачного и честного творчества издательства DC признали наконец достоинства конкурентов и занесли в их копилку приличную сумму денег, отчего Мстители стали самым кассовым фильмом в истории кинематографа. Штурм крепости конокомикса изнутри оказался неудачным - естественно, идеология супергеройства, приносящая сверхприбыли, сравнимые с бюджетом небольшой республики, никогда не даст себя критиковать даже в форме легкой самоиронии. Однако это на территории большого экрана, но совсем другая ситуация наблюдается в иных областях.
В уже далеком 2006 году некто Гарт Эннис, активно сотрудничавший с Марвел и ДС решил обратиться в независимое издательство с тем, чтобы открыть наконец ящик Пандоры, наглухо замурованный рамками цензуры, политкорректности и, конечно же, прибыли. Фактически, 'Пацаны', выпушенные компанией с говорящим названием 'Динамит' являют собой, как сказал бы дедушка Фрейд, взорвавшееся вытесненное желание. Все то, что условно подразумевалось и молчаливо выносилось за скобки в идеологии супергеройства, прорвалось в бурлящий адский поток бешеного адреналина, грубой сексуальности и натурализованного до предела ультранасилия. Каждую страницу любого из семидесяти двух выпусков сопровождает отборная нецензурная лексика, крайне откровенные сцены секса и буквально моря крови, увидев которые Кубрику пришлось бы срочно переснимать знаменитую сцену из 'Сияния'. Однако раскрепощение произошло, конечно, не только в плане формы, но и содержания.
К сожалению, тут однако все далеко не так красочно. Дело в том, что мифология супергеройства - система, формировавшаяся десятилетиями. В ней есть четкая и устоявшаяся структура, для подрыва которой нужно нечто большее, чем просто пикантные кадры, не вписывающиеся в консервативный контекст, а именно - совершенная иная философская концепция. Поэтому Эннис для начала прибегает к приему инверсии. Все сильные мира сего оказываются ДеСадовскими негодяями, на корню отрицающими кодекс справедливости. Конечно, это только первый (но формообразующий) кирпичик в новой супер-системе.
Далее Эннис выходит на настоящую арену боевых действий, пытаясь увязать характеры наших героев и антигероев с окружающей средой. Тут мы видим всю подноготную современности, в, так скажем, ее наиболее извращенном обличие - продажные политики, манипулирование общественным мнением, неувядающий Гоббсовский тандем государства и церкви, всесильные корпорации по производству лживой идеологии и т.д. С одной стороны - все это нам знакомо как свои пять пальцев. С другой - погружение дискурса супергеройства в этот громокипящий раствор проблем современности выглядит чем-то крайне интригующим. Нельзя сказать, что в целом нарратив представляет из себя нечто революционное, но вот раскрытие характеров бессмертных ублюдков, являющихся типичными продуктами своего времени удалось превосходно.
Показательным здесь, конечно, является судьба Супермена-Твердыни, абсолютного символа Америки, с виду олицетворяющего в себе ее лучшие качества - мощь, уверенность, привлекательность, мужественность и конечно, справедливость. По факту же этот сверхчеловек (как и вся его команда) оказывается обезоружен и взят в плен 'человеческим, слишком человеческим'. Несмотря на кажущийся имморализм и нигилизм 'Пацаны', в идеологическом плане пытаются возродить все те же основы консервативных устоев - добродетель, нравственность, откровенность - вот настоящие силы современности, повергающие ниц как титанов, так и богов, о чем знали и не уставали повторять еще древние греки. Однако преподносится эта истина совсем не плоско, но наоборот - насколько возможно многомерно - и решается как бы в экзистенциальном ключе. Так называемая правда у каждого героя здесь своя, но в процессе развития истории они все-таки находят некий общий знаменатель совместного существования и, повторюсь, это предстает достойным ответом на многие вопросы.
С технической стороны, сразу отметим, что для сериала про супергероев, 'Пацаны' не богаты спецэффектами (что объясняется, конечно, экспериментальным характером первого сезона и будет исправлено во втором, лишь бы не во вред). Более того из восьми серий, только 2-3 сделаны в отношении манеры и стиля визуальной подачи, 'со смаком', остальные же просто крайне добротно. Та же самая неравномерность, связанная с тем, что кресло режиссера и автора сценария ни разу не занял один человек, наблюдается и в сценарном отношении - многие сцены и эпизоды, особенно в середине, попросту пробуксовывают, оставляя крайне слабое эмоциональное впечатление.
Однако, кто в сериале никогда не подводит, так это безукоризненно подобранный актерский состав - Мясник Карл Урбан, Супермен Энтони Старр и, как всегда безупречная, Элизабет Шу в буквальном смысле рвут и мечут. В сравнение с их блестящими отыгрышами, сцены с участием остальных актеров зачастую выглядят как простой фарс. Поистине, это триада, на которой держится весь дискурс сериала. Всего несколько замечаний, в образ Мясника вложено много ницшеанского богоборческого насилия, Мясник уже перешагнул через себя, став сверхчеловеком, Супермен-Твердыня, напротив номинально будучи сверхчеловеком, никак не может познать свою сущность, преодолеть свои желания и принять действительность, поэтому весь мир для него театральная сцена или вернее песочница, в которой он играет кого-то, кем не является (разве можно быть кем-то, не зная кто ты?). Наконец, Элизабет Шу - великолепное обличие коварства природы, женственности и известной 'хитрости разума' в одном лице - зловещая мать-прародительница, чью власть может низвергнуть все та же незримая и мистическая справедливость. Остальные герои, включая главного - Хью, небезынтересны, но, увы, далеко не столь характерны, а где-то даже банализированы. В целом же, стилистика сериала выдержана в рок-н-ролльных тонах и, как часто бывает с удачными комиксовыми творениями, во многом практически покадрово копирует первооснову. Однако, чего в сериале меньше, так это секса и кровавого пиршества - тут режиссеры стараются аккуратно пройти по грани, стараясь не выкладывать все карты в первом же сезоне.
Резюмируя, не думаю, что стоит превозносить сериал как гениальный шедевр, однозначно потчуя его лаврами проекта года. Но бесспорно, это уникальный проект с своим стилем и материалом. Для затравки первый сезон - блистателен. Уверен, еще поработав над сценарием и получив дополнительный бюджет, сериал может вынести проекты Нетфликс и HBO. Ну а пока, можно сказать, что начало битве за Олимп положено гениально. Трепещите, нелюди, 'Пацаны' идут.