Метафизика 7-А классаВнешний сюжет картины довольно незамысловат: под веселую джазовую музычку композитора Фиртича (которого я уважаю, ценю и люблю — посмотрите его работы в кино) на поезде «Москва-Владивосток» в сибирский заштатный городок Гусев (в котором нет ни большого, ни малого театра), в интернат, приезжает из Москвы молодая учительница Лидия Сергеевна; это её первое место работы. Директор Федор Федорович встречает молодого педагога доброжелательно и приветливо. В процессе работы юная Лидия Сергеевна совершает некоторые ошибки, слишком сблизившись с детьми — и ей приходится покинуть педагогический коллектив интерната и уехать обратно, в Москву, на поезде «Москва-Владивосток».
Но мне интересна метафизика происходящего: возможно, фильм более глубок, чем это кажется поверхностному зрителю? Поэтому я предложу такую игру: я выстрою взрослых персонажей фильма по возрасту и подыщу каждому правдоподобную судьбу.
Истопник Прокопьич: наиболее старый (древний) персонаж; перекати-поле, человек без корней: зимой поработает истопником, а уж летом побродит по Сибири, до Сахалина, золотишко помоет, рыбку половит. Не коренной сибиряк. Раскулаченный? переселенец? Сам в войне не участвовал, но сын воевал.
Преподаватель математики Николай Степанович: 30 лет стажа, занят своим хозяйством, хотя прекрасный педагог. А не из репрессированных ли он? Реабилитирован? Пришибленный какой-то. Очень напоминает Кюхельбекера в ссылке.
Директор Федор Федорович: пока оставим его.
Раиса Васильевна, старший воспитатель: первоначально классный руководитель 7-А, на место которой поставили юную Лидию Сергеевну. Инициативная, но безынициативная женщина.
Евгения Ивановна, тоже молодой педагог, но очень неуверена в себе.
Лидия Сергеевна, главная героиня, выпускница педагогического ВУЗа, первое место работы.
Валерий Павлович, физрук: просто живет и работает, старается ни во что не вмешиваться, делать все правильно и по сути особо ни на что не влияет.
И, главное, 7-А класс: Геннадий, хулиган, но из грамотных, интеллектуальных, за словом в карман не лезет, свои права знает и другим спуску не даст; руководит по сути небольшой бандой из еще 4-х человек. Саня (Виктор Косых) — попал в рабство к Геннадию, проиграв тому в бильярд. Прочие ученики.
А теперь посмотрим, какой выбор есть у учеников? какую судьбу они себе выберут?
Саня, укравший 10 рублей у преподавателя, становится изгоем; прислониться может только к истопнику Прокопьичу (аллюзия с Бажовским «Каменным цветком»: «Был в ту пору мастер Прокопьич…») Да только этот Прокопьич ничего не может дать — и по сути бросает Саню.
Математик Николай Степанович — пришиблен и совсем не авторитет.
Физрук хорош — и это неплохой выбор — скажем, для Геннадия и его подельников.
Директор. Он равно удален. Он успешен как руководитель большого коллектива, поэтому ему некогда вникать в проблемы отдельных учеников. Оступился Саня? На его примере научим других. Жестоко? Да нет: как полководец управляет группой людей и может отдельными жертвовать для достижения результата — так и директор должен более-менее дать какое-то воспитание, социализировать детей. Один «погибший» — допустимая потеря.
Свежий глоток воздуха из Москвы Лидия Сергеевна: поманила детей, дала представление о другом, интересном мире; и дети увлеклись этой появившейся возможностью оттепели, душевности, персонального отношения… Но… уезжает, бросив детей.
Обратим внимание, что класс почти справился с конфликтом самостоятельно: почти выяснил, кто украл деньги; нашел деньги, забрав их у Геннадия… Да только авторитарный директор не заметил этого взросления, самостоятельности. В интернате все останется по-прежнему.
А благие намерения приехавшей из столицы интеллигентки не будут подхвачены: ни у Лидии Сергеевны нет внутренней крепости — так, светлые идеи юности, ни у детей нет возможности опереться на эти идеи.
Оттепель закончилась. Мораль: не верьте интеллигентам из Москвы — они обманут. Старайтесь не высовываться и не нарушать. Жизнь монотонна, выбора нет. Интернат.
Вот такая игра.
Я смотрю фильмы 60-х отстранёно: я их почти все видел еще при советской власти. Но этот фильм — скажу спасибо уехавшему во Францию Льву Круглому — без изъят из обращения. Так что увидел я его только сейчас. И удивился современности фильма. Ну, должен сказать, что сценарист Хмелик — уверенный профессионал. Так что фильм многопланов и интересен.
Попробуйте увидеть в нем больше, чем показано.
О самом фильме. Очень порадовал Лев Круглый — просто прекрасная работа. Стилистически фильм мне напомнил «Живет такой парень»: та же Сибирь, так же идут поезда сквозь тайгу, живут люди.