Несколько слов о правдеПри всем моем скепсисе к формату телеспектаклей об этом проекте Георгия Товстоногова могу сказать лишь самые восторженные слова. Спектакль о судебном процессе подразумевает скукотищу и торжество формы. При линейном изложении зритель как минимум знает последовательность всех действий, равно как и в большинстве случаев исход. Это приводит очень часто к отсутствию интриги.
А вот у Товстоногова все вышло кардинально иначе. И началось все с вступления. Кирилл Лавров, как ведущий, разъяснил, что в центре внимания будет американское судебное парламентское заседание осуждающее советскую власть из далекого 1919 года. Так мы получили постановку в которой зрители стали частью действа, а одним из них был сам Лавров. Актер Лавров играл роль зрителя выступая из зрительного зала.
Но и этого оказалось недостаточным. Когда заседание достигло наивысшего накала погас свет. И зритель Лавров из далекого 1969 года стал спорить с участниками того самого заседания. Вышло не без мистерии, но как такое можно было предположить изначально. Ну а когда режиссер добавил небольшое появление Робеспьера, Линкольна и Кеннеди - эффектность постановки стала неоспоримой.
Важно отметить и то, что поднимаемые темы все еще актуальны. В ходе заседания упоминались вроде бы неоспоримые факты и им давалась определенная оценка. Но... Все дело в том, что при этом значимые моменты замалчивались, либо перевирались. Так изменялся контекст.
А при всем этом постановка оказалось 'живой', увлекательной и композиционно стройной. Помимо сюжетной части это было достигнуто и техническими средствами. Постоянно менялись планы. Даже если актер оттягивал на себя внимание с монологом - постановщик позволял часто изменять точки обзора. В условиях статичных декораций это было спасением.
Внесли свою лепту и небольшие появления знаменитостей. Олег Борисов оказался пламенным оратором в образе Робеспьера. Даже жаль, что эта работа не получила дальнейшего развития. Ну а появление покойного Кеннеди, погибшего менее десяти лет тому назад, было и вовсе смелым.
Товстоногов был истинным Демиургом. Он выстроил и сюжет, и форму под лекала собственного мироощущения. Законы времени, биологические основы бытия, все отошло на второй план.
7 из 10