Весь мир — одна большая аренаТакая сильная историческая личность, как Спартак, ни могла не стать источником вдохновения для художественной литературы (мне, например, нравится компактный рассказ у Яна), или же, привлекательным героем для эпичных экранизаций (могу вспомнить картину Кубрика с Кирком Дугласом, хотя, есть и другие). Даже московский футбольный клуб носит это гордое имя. Для многих людей Спартак — это олицетворение бескомпромиссного борца за народное равенство и свободу, храброго бунтаря и опытного воина. Такие идеалы будут актуальны и уважаемы всегда. Неважно, демократия ли нынче в моде, или что — то другое. На самом деле, я твёрдо убеждён, что «несвободными» себя определённое количество людей будет считать всегда. Там обделили, тут заставили усомниться в честности. Все хотят быть равными и иметь равную долю во всём. Очень правильно звучат слова из уст Спартака в финальной серии проекта: «Нет никакого правосудия. Ни в этом мире». И гордый римский воитель Красс с этим соглашается. Почему? Да потому что, оба они варятся в одном котле. И хотя, занимают разные стороны баррикад, но каждый чётко понимает, что сражается за идею, которая не может быть универсальной и идеальной для любого. Всегда будут Спартаки, Цезари, Крассы, Батиаты. И каждый может быть по — своему прав и не прав.
Этот жёсткий и откровенный сериал хорош вовсе не подозрительным изобилием «кетчупа» и зверских расправ на экране, или старательно поставленными сценами разнообразных любовных утех и плотских пиршеств, а как раз другим. В фильме очень уверенно и чётко проведена, а потом, также уверенно и стёрта грань между господским классом и рабами, которые стоят дешевле приличной вазы. Первые имеют многое и всё, вторые — ничего. Первые купаются в роскоши, вторые — гнут спины за тарелку постной каши. Однако, кино демонстрирует нам, что даже самый влиятельный и известный из господ может пасть из князи в грязи (причём, самым постыдным и грязным способом, распрощавшись с жизнью в лужи собственного дерьма и крови), а самый обречённый из обречённых подняться из низов на верх социальной и карьерной лестницы. Это очень хороший идейный стержень. И уже не важно, на какое количество декораций хватило бюджета и насколько реалистичны некоторые моменты поединков. Но они зрелищные и впечатляют своим исполнением. Тем более, если вспомнить, что это формат многосерийного продукта, растянутого на три сезона. Качественного многосерийного продукта. С хорошей музыкой, креативной режиссурой, занимательной операторской работой и убедительной (очень часто) игрой актёров. Не «Гладиатор» Скотта, но всё же, всё же.
Энди Уитфилд, довольно рано покинувший этот мир, успел сняться в первом (и пожалуй, лучшем) сезоне сериала. И сменивший актёра австралиец Лиам МакИнтайр, по — началу, вызывал недвусмысленные опасения. Если мечом он махал тоже с огоньком и азартом, то эмоционально и мимически явно проигрывал Энди, что бросалось в глаза. Не так горяч был взгляд, не хватало драматической фактуры. Но после нескольких серий это, в принципе, стало практически незаметно. Да и сам Спартак, из замученного и потерянного гладиатора, по мере развития событий, превратился в умелого полководца с многочисленными проблемами и заботами за других людей. Масштабы выросли, началась целая война, а стратегия, из планов свержения дома Батиатов и мести за любимую, перешла на уровень обдуманных и обширных военных действий в тылу врага. А удовлетворится ли Спартак, захватив Рим? Не понесёт ли его жажда мести и войны дальше? Не получится ли так, что он постепенно превратится в подобного тем, с кем сражается? Очень хороший вопрос. Он в фильме неоднократно поднимается.
Кстати говоря, сами борцы за свободу и их лидеры не показаны, как идеальные глянцевые герои, топающие и кивающие в такт. Они без колебаний готовы бить друг другу морды, защищая собственные взгляды и интересы восстания. Раскол между Криксом и Спартаком это прекрасно отражает. Пусть и братья, пусть и верные боевые товарищи, объединённые одной идеей и готовые положить друг за друга головы, но каждый пойдёт своей дорогой. Исход такого решения, думаю, спойлером не является. Впрочем, может, и есть ещё люди, которые не читали и не слышали о Спартаке ничего. Но и им, вряд ли, будет трудно угадать финал этой интересной и кровопролитной истории. А финал, к слову, замечательный. Он атмосферный, живописный, трогательный. Это высший пилотаж.
Вообще, все три сезона сериала смотрятся на одном дыхании. Кинолента крепко сшита и не распадается на отдельные пазлы, которые нужно потом нехотя подхватывать и собирать налету. Это безоговорочный плюс. Есть ощущение того, что ты смотришь один целостный проект. Лишь только распиленный из — за невозможности поместить его в сжатый полнометражный фильм. Яркие и харизматичные персонажи, способные без труда заявить о себе, становятся для тебя почти родными. И проживать с ними всю боль, ненависть, страсть, действительно, хочется. Причём, это может касаться не только положительных героев, но и отрицательных. Например, умный и целеустремлённый Квинт Батиат, умело сыгранный Джоном Ханной. При этом, в фильме обширное разнообразие разномастных личностей. Даже среди великих войнов — гладиаторов есть абсолютно разные. Пессимистичный ветреный Ганник, заслуживший свободу, вообще, получил для себя отдельный заслуженный сезон «Богов арены».
В моём личном списке, «Спартак» потеснил даже «Игру престолов» и занял заслуженное первое место в топе сериалов. Это зрелище для глаз, для души и сердца. Ведь в фильме есть и такие моменты, которые берут за душу, заставляют проникнуться историей и искренне сопереживать. В эти моменты ты забываешь, насколько фильм является капустником, и вспоминаешь, насколько эта история всё — таки человечная и приземлённая. Превосходно «проиллюстрирована» другая «тёмная» сторона Рима. Помимо восхищения архитектурой, культурой, деятелями и ораторами, полководцами и политиками, Рим вызывает и отвращение жаждой крови, вседозволенностью богачей и продажностью оных, низменным животным развратом. Одно без другого не может существовать. Прямо как в песне Кипелова: «Какая грязь, какая власть, и как приятно в эту грязь упасть». Чаша весов качается, людские жизни обрываются, кто — то клянёт богов, а кто — то просто отвернулся от них, кровь льётся, как вино из амфоры, но даже в таких условиях рождается любовь, дружба, сострадание. И если для одних жизнь простирается за пределы республики, то для других — она ограничена стенами гладиаторского дома и арены. Но даже там кипит жизнь. Пусть, и полная страданий. В принципе, вся наша жизнь есть арена для побед и поражений. А вот как поступать — сражаться, или склонить голову — каждый решает сам.
— Когда мы снова встретимся, я убью тебя.
— Нет. Ты можешь попытаться.
— Для этого и нужна свобода.
10 из 10