На грани сознания и бессознанияДебютный фильм режиссёра и сценариста Ричарда Келли (картина «Внутренняя сущность» 1997-го года так и не добралась до сих пор до широкого проката даже в средствах массового распространения) «Донни Дарко» не сразу снискал славу культовой ленты у молодёжи. Этому есть довольно лёгкое объяснение: в кинотеатрах «Донни Дарко» заработал чуть больше одного миллиона долларов при вложенных в создание шести. Зритель не сумел раскусить загадочное построение картины в лучших традициях Дэвида Линча, философия картины не совсем усваивалась. Но совсем другое дело, когда «Донни Дарко» разошёлся на лицензионных носителях для домашнего просмотра. В содержании было объяснение от самого режиссёра, что он подразумевал в своём фильме и какова концепция Вселенной «Донни Дарко». Когда были расставлены все точки над «I», то аудитория (основная целевая — это молодёжь) уже восприняла картину Ричарда Келли на «ура».
В ней идёт рассказ про, разумеется, Донни Дарко — парня с эгоцентричными взглядами, вспыльчивого, с явно пошатнувшейся психикой. Однажды посреди ночи Донни просыпается от таинственного голоса, заявляющего про скорый конец света. Находясь в каком-то гипнотическом трансе, Донни выходит из дома, а просыпается на лужайке для гольфа у дома своего соседа. Оказывается, что таинственный голос спас юношу — ночью на его дом падает двигатель самолёта. После этого с Донни начинают происходить странные и страшные вещи. Что же это? К Донни приходят загадочные силы из потустороннего мира или же это плод его галлюцинаций и Донни совсем сошёл с ума? Ричард Келли, как и Дэвид Линч, оставляет вопросы, а зрителю остаётся строить догадки. Любителям всего мистического «Донни Дарко» как подарок на усладу, где не только нужно предаваться просмотру, но и поразмыслить.
На роль Донни Дарко был приглашён тогда начинающий, но очень талантливый паренёк Джэйк Джилленхаал. За два года до этого на экраны вышла лента с его участием «Октябрьское небо», где он предстал в образе мечтателя с изобретательскими способностями. А в «Донни Дарко» он уже совершенно иной, странный и психически неуравновешенный. В оболочке непредсказуемых событий, аллюзий, встряски окружающего персонаж Джэйка Джилленхаала смотрится как впитавший всё сумасшествие субъект, который не в силах бороться с необъяснимым, а его юношеское эго только подстёгивает к ужасным поступкам, которые, опять же, Донни Дарко делает словно под гипнозом.
Появление пасхального кролика в человеческий рост с таким ужасающим оскалом, когда понимаешь, что от этой фигуры ничего хорошего ждать не приходится, в который раз наводит мысли о влиянии Дэвида Линча на фильм. Он любит всяческие неординарные личности в своих фильмах, вот и Ричард Келли воспользовался этой манерой. Любое появление кролика обозначает, что вот-вот произойдут очередные событий, которые говорят о затуманенном сознании Донни. Келли постепенно к каждому такому эпизоду подводит, накаливает атмосферу, обрисовывает персоналий, связанных тем или иным образом с Донни, а потом уж предоставляет их. Он не демонстрирует их воочию, он уже даёт последствия, а последствия пугают. Как не покажут падения двигателя на дом семьи Дарко, так и в других случаях этого не будет: преддверие и последствия — такова концепция картины.
«Донни Дарко» кроме того, что отличается нестандартом для мышления, в нём подобран ещё и очень сильный актёрский коллектив, где каждый персонаж что-то да значит для общей формулы картины. Среди уже опытных — Холмс Осборн и Мэри МакДоннелл, звезда «Танцующего с волками». Они сыграли родителей Донни. Они словно не участвуют в воспитании сына, закрывают глаза на то, что с Донни явно что-то не так, пока он сам уже не возопил: «Я сумасшедший». Здесь показательным становится обыденность семьи: дом, дети, достаток, а дальше обыденность и замкнутость. Патрик Суэйзи предстанет в неожиданном образе, но изобразит на себе обманчивый идол, греховный под презентабельной внешностью. А вот Дрю Бэрримор, несмотря на то, что её учительница мыслит прогрессивно и с явно бунтарским взглядом, покажется чуть ли не самой «живой» в этом фильме. А ещё до исступления доводит героиня Бет Грант, надо же так сыграть, чтобы хотелось ей дать знатного пинка, может хоть он бы остановил её.
Собрал у себя Ричард Келли и молодых, талантливых актёров. За главного из них — Джэйка Джилленхаала — сказано выше, целым абзацем, потому что его образ того заслуживает. Среди других подружку Донни сыграла Джена Мэлоун. Новенькая в школе сразу находит для себя Донни. Но может это только фантазия юноши? Мэлоун пока ещё не стала звездой первой величины, но участие в нескольких известных проектах ("Запрещённый приём» и «Голодные игры») говорят, что доверие к актрисе есть, будем надеяться, что она раскроется во всей красе, потенциал для сего имеется. Мэгги Джилленхаал играет сестру Донни и, можно легко догадаться, что и в жизни Джэйк и она являются близкими родственниками, они брат и сестра. Не помню других фильмов, где бы они сыграли вместе. У Мэгги не такая уж большая роль в «Донни Дарко», но когда сравниваешь их, то отмечаешь контраст психического состояния брата и сестры: Мэгги явно идёт проторенным путём молодёжи и рада этому обстоятельству, а вот у Донни уже проблемы. И Джеймс Дювал, любимец провокационного режиссёра Грегга Араки, словно образ сумасшествия.
«Донни Дарко» — это такое кино, которое редко снимают, но таким пытаются выделиться, показать свою индивидуальность. У Ричарда Келли это получилось, пусть и через тернии. Смотришь и удивляешься, смотришь и недоумеваешь, а смотреть необходимо со всей внимательностью, дабы разобраться, что же заложено в картине «Донни Дарко», иначе останутся вопросы, на которые не будут получены ответы.
8 из 10