Всегда люблю фильмы с Джейком Джилленхолом (а тут Джилленхолов целая семья собралась), и эта лента не стала исключением. «Донни Дарко» хоть и культовая картина, но всё же относится к разряду тех самых авторских работ: странных и непонятных, желательно с привкусом сай-фай и посредственным продакшном (опционально, но для полного комбо обязательно). Я посмотрел — мало что понял, но, в целом, остался доволен.
Начинается всё довольно миловидно: блаженно спавший Джейк Джилленхол пробуждается где-то на дороге, и пока он едет домой на велосипеде, а солнечные лучи то и дело через каждый второй кадр заливают экран, происходит своеобразное знакомство с домашним окружением главного героя, и всё это больше похоже на какую-нибудь семейную комедию, чем на жуткий триллер. За ужином Донни Дарко выходит из себя, его старшая сестра заливается искренним, но ироничным смехом, а младшая задаёт неловкие вопросы, дополняя картину идеальной проблемной семьи. Когда на дом Дарко падает возникший из ниоткуда авиационный двигатель, а главный герой встречает двух новых друзей, причём 1 из них вымышленный (хотя, кто знает...), и солнце, кажется, совсем пропадает с экранов, повествование окончательно отходит от семейной ниши и смещается в область научной фантастики и теологии, что, без сомнения, парадоксально. Параллельно попыткам разобраться в своей голове, Донни Дарко противостоит окружающему его сектанскому и догматическому обществу, где подозрительно жизнерадостный автор мотивирующей книги насаждает свою идеологию остальным и делает это вполне успешно. Несмотря на большое количество сюжетных линий, которые к концу переплетаются друг с другом, абсолютно путая настоящее с вымышленным и смешивая внутреннее состояние героя Джейка Джилленхола с реальным положением дел, в сумме остаётся всего 1 вопрос: кто такой Донни Дарко? Шизофреник? Мессия? Избранный? Или может он игрушка в чужих руках — в руках того, кто чуть больше чем человек и чуть меньше, чем бог? Или просто заложник той странной ситуации, в которую он имел несчастье попасть?
Донни Дарко в исполнении Джейка Джилленхола — очень хорош. Редко можно увидеть на экране настолько уставшего и утомлённого человека (даже Райан Гослинг в «Бегущем по лезвию 2049» не так хорош в этом!), но что важно — Донни не перманентно загружен собственными мыслями, в его настроении бывает и куча других оттенков и резкие перемены настроения, которые Джилленхол отыгрывает на великолепном уровне. Но также фильм не даёт зрителю забыть, что герой наш — вообще-то законченный псих и шизофреник и его одновременно зловещая и блаженная улыбка, усиливаемая операторским приёмом, круто расширяет набор эмоций, которые зритель способен получить только от игры Джилленхола — не так много актёров способны давать такой диапазон при таком качестве. При этом его сестра Мэгги Джилленхол обаятельно сыграла сестру Донни Дарко: без чего-то выносящего мозг, но просто приятная, а что важнее — живая актриса в кадре, от которой веет некой ламповостью и домашней атмосферой — это то, чего порой не хватало этой ленте и то, что не даёт ей окончательно кануть во мрак. В то же время, подружка Донни Дарко (Джена Мэлоун) меня не сильно впечатлила, а скорее наоборот. Нет желания много говорить о ней, но всё же замечу, что весь фильм проходить с каменным лицом, изредка выдавая телодвижения бровями — в определённой степени тоже талант.
Чтобы разобраться со смыслом «Донни Дарко», мне следовало бы просмотреть фильм ещё разок-другой, обратиться к какому-нибудь сайту или видео с Ютуба, но я решил, что составлю своё собственное видение (вообще ничего составлять не буду). Тем более, что здесь можно увидеть и мысли об иллюзорности выбора, и сюжет о самопожертвовании ради спасения мира, и метафору на «День сурка», и вообще можно придумать что угодно вплоть до повестки об экзистенциальности пребывания человека в этом бренном мире. И кролик Фрэнк в третьем поколении, которого явно потрепала жизнь, но всё же она как-будто чего-то ждёт от него и не хочет отпускать, и какая-то связь этого кролика с настоящей сектой, продвигающей популистские, утопические и лицемерные идеи, продвигаемой школой, и на этом фоне увольнения учителей, имеющих авторский подход к образованию — всё это вместе выглядит особенно подозрительно и всё это не просто так, точно так же, как избивающий героиню Джены Мэлоун отчим и рассказ о детях, пробравшихся в дом и всё там разрушивших. А может быть и нет: во всём изобилии деталей, совпадений и связей главное не переборщить с спгс, ведь если бы режиссёр хотел, то мог бы снять условный «Шизополис».
Резюмируя, «Донни Дарко» — определённо фильм со смыслом и, вероятно, даже не с одним, но в нём так много всего намешано, всё так туманно и метафорично, что, очевидно, мой мозг не в силах понять всех его значений. Остаётся только дивиться тому факту, что автор сего творения — человек, который всё осмыслил и написал такой сценарий, и для него всё ясно как день. Я всё-таки люблю артхаус, и хотя этот находится на грани, но Джейк Джилленхол и интересные образы вытягивают его.
7 из 10