Ностальгия о советском гуманизме.Разобью отзыв на три части: аудиовизуальную, сюжетно-повествовательную, духовно-содержательную.
1. Аудиовизуальное. Посмотрел этот фильм в 2022 году. Даже с поправкой на год создания это потрясающе снятое кино с отличным стилем, саундтреком и подбором актеров. Мрачный город, внешность и наряды мокрецов, их воспитанников настраивают на несерьезный 'ужастиковый' лад. Но все вместе это удивительным образом работает.
2. Композиция повествования филигранная. Полная картинка складывается в течении всего фильма, обрастает деталями и непривычной для кино литературной глубиной. Сюжет держит в напряжении, личная и глобальная линии повествования аккуратно переплетены, живые штрихи вроде встречи в аэропорту или ресторана по колено в воде разряжают напряжение и вызывают улыбку. Очень трогательно и нежно передана эта атмосфера товарищества присущего ушедшей уже эпохе. Сейчас слово 'товарищ' это просто архаизм, который является словесным маркером эпохи. Наши родители другой смысл вкладывали в это слово. Нам живущим в пост-христианском мире сложно понять этот дух. Мне было максимально приятно окунуться в эту атмосферу доброго советского и интеллигентного совка, и с грустью улыбнуться тому, о чем так тосковали наши уже ушедшие дедушки и бабушки.
3. Ну и самое главное. В чем смысл брат? Автор деконструирует человеческий гуманизм. Настоящий, неразбавленный гуманизм, а не современную западную карикатуру выродившуюся в инструмент борьбы за права любителей девиаций. Он проводит две линии этого гуманизма — простую человеческую, которую олицетворяет главный герой и его подвижники; И вторую — без изъянов, настоящую, которую автор лишь обрисовывает в виде силуэта, не давая ей точного определения или лица. Только через детей нам намекается на ее вселенское величие и значимость. Но в конце сам же автор и отвергает ее. Обрекая идею и авторов этой максимы на смерть. А возможных последователей на нежизнеспособность в нашем мире. По сути приговаривая таким образом рассудочный гуманизм, даже в виде достигнутой максимы к неизбежному распаду как и любой другой плод этого мира. Автор утверждает: современный мир без внешнего вмешательства не способен на коренные изменения к лучшему. В качестве катализатора такого изменения здесь выступает природный катаклизм, он дарует Божественное просветление мрачным апостолам гуманизма. На месте и возможность творить чудеса. Никуда не делась и миссия проповеди — апостолы учат, передают знания и концепцию. Также из одного диалога понятно, что желающий может обратиться и стать одним из них. Главный же герой — этакий Иуда наоборот. Он не желая принять учение Великого гуманизма полностью, все же сочувствует ему, считая 'своих' неправыми. Итог: торжество страха инаковости и уничтожение. Победа милитаристов-фарисеев над апостолами чистого разума. Но разумный гуманизм не оставляет своей церкви, а вождя обещающего быть всегда рядом до скончания века просто нет.
После просмотра естественно прочту книгу. Фильм вызвал бурю эмоций и желание написать отзыв, а такое бывает со мной раз в пару лет. Рекомендую к просмотру: любителям Стругацких и другой советской фантастики. Возможно любителям арт-хауса, но им может и не зайти. Остальным — не рекомендую. Это нишевое кино.