Зрелище с прицепомФильм снят впечатляюще зрелищно. Не отнять, что называется. Это понимаешь, когда ловишь себя на том, что безо всякого 3D невольно пытаешься уклониться от выстрела из колоссальной трансформерской пушки, хотя и понимаешь, что уклоняться от такого выстрела нет смысла. И вообще – это же кино. И даже не 3D.
Тем не менее, фильм именно как произведение искусства мне не понравился. И в первую очередь тут дело не в кинофильме, а в идее здоровенного человекообразного робота, который умеет превращаться в танк или в дорогую машину. Какой в этом смысл? Неужели, чтобы прятаться от людей? А зачем и почему у них вообще появилось такое свойство там, где они, собственно, появились на Свет? Почему это умение оказалось таким важным в трансформерской техно-эволюции? Ответ на все эти вопросы банален и толково показан в старом фильме с Томом Хэнксом «Большой» 1988 года: это интересно, когда робот превращается во что-то подвижное. Ну да, это действительно интересно. Наверное. Но должен же быть хоть какой-то смысл в этой выдумке? Или нет?
Ну ладно. Интересная идея как боевой робот превращается в небоевую/боевую технику и обратно – это одно. Но почему в самом сюжете нет ничего интересного? Нет никакой интриги, конфликта или противостояния образов жизни, идей, ценностей. Есть только перестрелки и погони. Есть две партии роботов, которые умеют превращаться в какую-то другую технику. Хорошие – в мирную, плохие – в военную. Между ними идёт давняя гражданская война, причина которой будет немного ясна, только если посмотреть древний мультсериал. Но если фильм – это самостоятельное произведение искусства, то разве не должен он быть понятен сам по себе? И нести некий смысл? И правда, о чём это я.
Ладно, хорошо, нет идей, нет интересного конфликта, но есть же зрелище. Есть и ещё какое – я с этого и начал. Но давайте судить беспристрастно. В фильме действуют необычные роботы со своей необыкновенной историей и необыкновенными свойствами, присутствует сексуально-привлекательная девушка (СПД), в наличии тупые победоносные американские военные (ТПАВ) и ещё туда натолкали кучу каких-то никчёмных персонажей, включая главгероя, которые мешают ТПАВ и СПД красиво выглядеть на экране в контексте этих, транс, простите, формеров. Какое-то зрелище с прицепом получается, точнее – с бесполезным довеском из главного героя, его семьи, его истории, зачем они все там вообще нужны, включая дедулю? Неужели главный контрацепти…, да-да, десептикон, конечно, и так бы не нашёлся?
Если речь идёт о зрелище, то не лучше ли было сразу приступить к экранизации МЕХА-анимэ? Меган Фокс бесподобно бы смотрелась в роли пилота Прайма, если её нарядить в красивый комбинезон с вырезом и без штанин. Красавцы ТПАВ могли бы вообще не пропадать из кадра, бегая, стреляя, залезая на броню и произнося правильные выразительные фразы. И никаких вот этих вот туда-сюда и тачек-дрючек – исключительно зрелище.
P.S.
Самое интересное, как выяснилось, это смотреть первых «Трансформеров» второй раз, когда уже посмотрел всё, вплоть до «Трансформеры: Последний рыцарь». Нет, сюжет не появляется, конфликт не проявляется, идей как не было, так и нет, но веселит периодически возникающая мысль: а, ведь, все вот эти праймеры и контрацепти… десептриконы, да, реально думают, что они для Земли такое необыкновенно уникальное явление.