Взрывы, пошлость, Майкл БэйЗакат американских блокбастеров начинается здесь, в 2007 году. А именно с «Трансформеров», которые снял настоящий любимчик любителей едкой критики –
Майкл Бэй. Известный своим крепким характером и такими же крепкими капризами, Бэй всегда хотел снять кино с взрослым возрастным рейтингом, но ему предложили каких-то трансформеров. Каким образом его сумели уговорить тогда – вопрос, конечно, интересный, но ещё интереснее то, что «Трансформеры» убедительно показали снижение планки зрительских запросов на качество блокбастеров. Обилие компьютерной графики и практически полное отсутствие нормального сценария до сих пор являются бичом для многих блокбастеров из страны ковбоев.
Чем же нам запомнились «Трансформеры»? Во-первых, максимальная контрастность изображения – это Бэй любил всегда. Доходит до того, что у человеческих персонажей кожа становится блестящей и оранжевой. Видимо, очень режиссёру не нравится обыденный серый мир. Во-вторых, максимальная детализация самих трансформеров, которая превосходит все мыслимые требования. Во многих кадрах осколки, пластины и всевозможные винтики
сильно режут глаза, что не может не злить. Примечательно, что режиссёры блокбстеров часто бросаются из крайности в крайность: в 2013 году
«Тихоокеанский рубеж» наоборот, будет казаться слишком мультяшным. Золотой середины обычно достигают те, кто не может похвастаться какими-то успехами в прокате. В-третьих, огромное количество взрывов – ещё одна любовь Бэя, которая с каждой лентой становится всё сильнее и сильнее.
За взрывы, впрочем, режиссёра можно только похвалить, поскольку в большинстве случаев они настоящие, некомпьютерные. Какой гул всё время стоял на съёмках – можно лишь догадываться.
А в-четвёртых,
переходящая все допустимые нормы пошлость. Бэю, видимо, не сказали, что трансформеры – продукт, рассчитанный в первую очередь на детей, иначе бы он точно не захотел снимать такое кино. Крайне неловкие
разговоры с третьими лицами о сексе и с родителями о мастурбации вызывают испанский стыд, только почему-то не у режиссёра, а у зрителей. Ощущение такое, что Бэй таким образом хотел посмеяться над теми, кому взбрело в голову позвать его на такой фильм. В итоге смех режиссёра перешёл, вероятно, в шок, поскольку фильм прекрасно окупил себя в прокате и стал поводом для того, чтобы немедленно приступать к продолжению. Но это будет через два года, а пока что масштабы успеха первой части достигли таких успехов, что породили всевозможные пародии (в том числе от студии Asylum), а зашкаливающая пошлость упоминалась даже в рекламе на российском ТВ. Такие дела.
Но что же сами трансформеры? Не считая перегиба с зернистой детализацией, выглядят они идеально, и это главное достоинство фильма Бэя. После просмотра фильма многие зрители, вероятно, шли и оглядывались, надеясь увидеть в реальной жизни, как обыкновенные автомобили превращаются в инопланетных роботов.
Которые откуда-то знают, как выглядит земной транспорт… Сейчас такой сюжетной дыре уже не хочется удивляться, поскольку подобные ляпы стали нормой не только для «Трансформеров», но и для
«Форсажей» и всевозможной супергеройщины, которые вслед за «Трансформерами» быстро утянули американский кинематограф почти на самое дно. Но в 2007 году шок был порядочный:
глупый, пошлый и местами нелогичный фильм стал чуть ли не кассовым рекордсменом. Знать бы тогда, что ждёт нас в 2019 году…
В художественном плане этот дорогой фильм действительно один из первых. Только не с начала, а с конца. Последующие продолжения точно так же упорно рвались в «лидеры».
3 из 10