Фатих Акин, немецкий режиссер турецкого происхождения, снимает фильмы, на которые можно клеить пометку «фестивальный» и отправлять в палату мер и весов. В его копилке уже есть и «Золотой медведь», и приз за лучший сценарий в Каннах, но важно не это, а то, что его работы просто приятно смотреть. Есть в них и комические нотки, и глубокий трагизм, и этнические мотивы, лихо сменяющиеся космополитизмом. Так, в этом фильме говорят на трех языках: немецком, турецком, английском. Или как вам турецкий преподаватель германистики, переехавший из Гамбурга в Стамбул и работающий в магазине немецкой литературы?
Конечно, кое-где нетрудно проследить влияние корифеев жанра: традиционное для артхауса деление на главы или сплетение судеб героев в одной точке (перемешать сцены во времени — и получится Гильермо Арриага), но в целом картина очень своеобразная. Частично это обусловлено фактурными актерами и приятной фолк-музыкой, но за всем этим чувствуется твердый авторский стиль, по которому всегда можно узнать фильмы Акина среди множества других.
Взять хотя бы основу ленты — череду трагических случайностей. К этому ходу обращались и обращаются многие, но далеко не у всех хватает какого-то особого чутья, не позволяющего скатиться в надуманность. У Акина оно есть, и если изложенный на бумаге сюжет еще может показаться невероятным нагромождением совпадений, то отменная режиссура полностью нивелирует этот эффект.
Или, к примеру, смысловое содержание. На первый взгляд, количество поднятых тем слишком велико для одного фильма: отношения родителей и детей, непростая жизнь эмигрантов, нетрадиционная ориентация, политическая активность юных оппозиционеров… На деле Акин умудряется не обойти вниманием ни одну из заявленных тем, но так, что они не заглушают друг друга и не сваливаются на зрителя неперевариваемым клубком, а мирно и гармонично сосуществуют. Причем некоторые из них вообще всплывают в голове только на следующий день после просмотра: ах да, он же еще говорил о том-то! Таким образом, здесь мы имеем дело с редким и очень приятным качеством для режиссера: умением грамотно и изящно расставлять акценты, оставляя что-то на послевкусие.
Всё это, вкупе с отличным актерским составом (чего стоит великолепная Ханна Шигула) — веская причина найти и посмотреть «На краю рая», а также обратить внимание на другие работы Акина, ибо они того стоят.