А билет-то в один конец!Несколько лет назад, накопивши достаточное количество жира и уверенности в себе, шестидесятилетний итальянский жеребец Сильвестр решил замутить олдскульный боевичок, собрав всех оставшихся в живых брутальных дедов в фокус объектива. Детище своё Сталлоне клеймил незамысловатым названием «The Expendables» (дословный и самый похожий на правду перевод: «Расходуемые предметы снабжения», в русском также находит удобоваримый эквивалент «Пушечное мясо»), разработал весёленький арт черепа с вороной, формальности ради оформил трейлер и, наконец, под многочисленные вопли оргазмов поклонников жанра, запустил продукт в прокат. Двухчасовое месиво, выдержанное по старым традициям «классического боевика», было сдобрено крепкой самоиронией, пестрило всевозможными отсылками и пародиями, и, кроме того, радовало глаз частым и разнообразным экшном. Впервые за шесть лет блеснул опереньем на экране губернатор Калифорнии, внезапно осчастливились незыблемой славой Тэрри Крюс (тот самой негр из рекламы Old Spice) и Рэнди Кутюр (русскому зрителю, за исключением роли в «Неудержимых» ничем не известен).
Ровно через два года Сильвестр и Co порадовали зрителя сиквелом, с самым правильным названием «Неудержимые 2» — без всяких подзаголовков и двоеточий. На этот раз режиссёрское кресло занимал не Сталлоне, а некий Саймон Уэст (может, кто-то при звуке этого имени вспомнит фильм «Механик») — а потому умиляющей самоиронии стало поменьше (отнюдь не в плюс фильму). Компенсируя это, яркой, неизгладимой вспышкой поджёг залы Чак Норрис, да и железный Арни вместе с Крепким Орешком были задействованы куда больше. Экшн же, как ему и положено, вместе с сиквелом стал ещё мощнее и напористее.
С тех пор миновало ещё два года — и вот, на экраны выходит третья часть франшизы, на этот раз — с Мэлом Гибсоном, Антонио Бандерасом и Харрисоном Фордом. Гибсон очень мощно и ярко отыгрывает главного антагониста, Бандерас — живо и весело изображает испанца (что ему делать легко и приятно), Форд — вяло, но старательно слюнявит стереотипичный образ агента ЦРУ. Все втроём — нововведение неплохое, но совсем не обязательное, поскольку едва ли их назовёшь ветеранами жанра. Но Сталлоне на этих троих не остановился — его понесло куда дальше. Он, можно сказать, проапгрейдил всю команду — дедов поувольнял, а на их место поставил каких-то неопытных юнцов-молокососов с невнятными, внушающими недоверие внешностями и ещё более невнятными персонажами. Больше всего, естественно, бесит блондинка Ронда Раузи (для неё это первая роль в кино, а по жизни она — американский боец смешанных боевых искусств и борец дзюдо).
О экшне в фильме трудно говорить определённо — может быть, там есть изобретения по части приёмов ведения боя, но камера скачет так хаотично-эпилептически, да и герои мельтешат в таком скором темпе, что глаз абсолютно теряется в общем месиве и теряет способность усваивать происходящее. Точно сказать можно только одно — финальная стычка Сталлоне и Гибсона получилась слабенькой и слишком короткой.
С юмором в фильме всё более-менее в норме, но он гораздо скуднее и преснее, чем в предыдущих частях франшизы. Вставки изящной самоиронии практически исчезли, превалирует толстый пафос (как положено, задавив здравый смысл). В первых двух фильмах зритель шёл в кино, держа своей целью словить на сеансе смешинку, и он её заслуженно получал — мне действительно было смешно, как на первой, так и на второй части. Но здесь я ни разу не посмеялся, а улыбнулся всего пару раз. Персонажи всё пытаются пошутить, но как-то вяло и нехотя; единственным, кто держит планку и всей харизмой работает на зрителя, оказывается Антонио Бандерас (да и по игре он будет посильнее всех).
На широком картонном постере персонажи всё ещё смеются — но это уже не добрый смех от осознания того, какие они молодцы, что собрались и замутили отвязное кино, а злая улыбка иронии над идиотом-зрителем, который купился и оплатил сеанс. Сталлоне и Co сделали неплохой, крепкий боевик, но совсем забыли про то, зачем, собственно, они каждые два года собираются вместе; вся первозданная прелесть франшизы исчезла.
Трилогия выдохлась, а потому неча — пора завязывать. Ситуация как с Годзиллой: уже не смешно.
6 из 10