«Любовь — это бег через препятствия к смерти.»
(Рудольф Нуриев)
Зеркала и загнанная балерина, мечущаяся среди них под песню группы Сплин «Всё наоборот». А после резкая музыка Игоря Стравинского из «Весны священной».
Фильм переполнен музыкой до краёв. Здесь чётко прослеживается эта незримая связь балета и музыки, как двух видов искусств, которые сосуществуют только в паре. Но этот фильм не о музыке и даже не о балете. Он о гораздо более серьёзном искусстве – искусстве жить достойным человеком…
Главный герой входит в танцевальный класс, где занимаются балетом девочки лет пяти. «Кто-нибудь из вас хочет стать балериной? Профессионально заниматься балетом». В ответ – тишина. Спустя некоторое время главный герой распустит все классы в своей школе…
Знакомиться с главным героем фильма Алексеем Темниковым в исполнении Сергея Безрукова волнительно и завораживающе одновременно. Это жёсткий человек, не признающий пошлой человеческой глупости, отрицающий ценности семьи и отчаянно желающий хоть как-то возвратиться в мир балета. Алексей был когда-то великим артистом балета. Гениальным. Он солировал в лучших постановках, завоевал внимание западной прессы. Но подмоченная репутация из-за странных видео, попавших в интернет, тяжёлая травма – и карьере гениального артиста пришёл конец. А спустя 20 лет после травмы Алексей узнает, что вскоре из-за заболевания, связанного с получено травмой позвоночника, он будет прикован к инвалидному креслу.
Что осталось у Алексея? Остался невысказанный до конца гений. Он сидит внутри уже 20 лет и унижает то, что было некогда великим артистом балета. Осталось тело, которое больше не поддаётся приказам. Осталось желание воспитать гениальных танцоров, но и оно увенчивается провалом – Темников понимает, что все учащиеся его танцевальной школы либо бездари, либо лентяи, либо те, кого насильно привели родители.
Всё это вкупе с острым ощущением в потребности прекрасного и делает Алексея тем, кем он и становится в итоге – жёстким, резким человеком, не принимающим никого в свою жизнь.
Этот фильм я ждала, потому что мир балета и высокого искусства меня всегда интересовал наиболее остро. В таланте Сергея Безрукова я не сомневалась, хотя роли он не всегда подбирает удачно, поэтому личность его спорна. Но эта картина удалась на славу. Безруков здесь – это кусок стали, который превращается в пластичный материал, едва услышав музыку. Движение тела от слегка вздёрнутого носа до чётко отведенной в сторону стопы, лёгкое заикание – и ты уже забываешь все предыдущие удачные и провальные роли Сергея Витальевича. Перед нами – артист балета. Артист великий, но сломленный и больной.
Для того, чтобы показать насколько глубока боль главного героя, в повествовании появляется 12-летняя Кьяра, дочь Темникова от балерины, с которой у него когда-то был роман. Кьяра – молодая девушка, неизменно тянущаяся к прекрасному (видимо, чтобы не уступать талантливым родителям), но совсем не понимающая.
Герой Безрукова говорит очень важную вещь, и хотя он обращает её к провинциалам, она свойственна сейчас очень многим, и не зависит от места рождения – есть огромное количество людей, которые, желая не казаться глупыми и невежественными, хватают верхушки всего подряд, не копая глубже.
Что из этого выходит? Из этого выходит поколение Википедии, которое знает обо всём на свете в 3-х словах, но попроси сказать 4-ое и система поколения зависнет.
Каково человеку, истинно любящему искусство, искусство подлинное, настоящее, вечно живое, жить в окружении таких людей?
Многие называют героя Безрукова эгоистом, заботящимся только о себе. Но я его понимаю. Но я его понимаю. Понимаю, что счастлива, что пока не достигла той страшной грани, когда недоумение от этих людей переходит в ненависть к ним.
Этот фильм о депрессии. О самой страшной депрессии внутри человека. Когда всё, что окружает тебя – тебе не нужно, а всё, что находится внутри тебя – уже не нужно никому вокруг.
Это фильм о пустоте. О пустоте человеческих душ, об оболочках, которые скрывают эту пустоту.
Фильм о боли. О боли, которую невозможно скрыть, которая сочится сквозь каменное лицо. О боли, которая проходит лишь тогда, когда пальцы начинают плавно скользить по воздуху, а тело вновь начинает двигаться в непрерывном движении под вечную музыку классиков. Боль исчезает, когда соприкасается с вечным… С искусством или смертью.
Фильм о страхе бесстрашии. О том, как сняв оболочку, и став настоящим, отрицающим лицемерие, говорящим правду в лицо ты в итоге становишься одиноким и никому не нужным. Потому что правда не нужна обществу. Обществу, знающему по три слова обо всём на свете, уже принявшему себе в образ жизни это вечное вранье, которому сложно встать перед зеркалом и сказать себе честно, что достигнуто мало, а сказано много.
Герой Сергея Безрукова мучается вопросом, что он оставит после себя. И мечтает поставить балетную постановку. Потому что он не побоялся встать у зеркала, широко раскинуть руки и прокричать дочери: «Посмотри, вот он я – гений, который не оставит после себя ничего»
Что может быть ужаснее для гения? Гений, которого забыли сразу после смерти – не существовал в мире. Поэтому для гения главной целью жизни является достижение славы и всенародного признания. Если не при жизни, то после смерти. Герой Безрукова, узнавший о своём страшном диагнозе, о сроках, которые ему отвели врачи, цепляется за остатки дней, чтобы создать то, что останется после него.
Но есть и обратная сторона этого прекрасного замысла – есть дурная слава, следующая по пятам, есть СМИ, ведущие грязные игры, лишь бы раскопать что-то поинтереснее и всё искусство превращено в набор лайков и репостов. Мы нагоняем в Большой театр не людей, а трафик. Сможет ли гениальный танцор спустя 20 лет восстать на сцене Мариинского театра после всего того, что с ним произошло и столкнуться с поколением новых людей, желающих увидеть не гениального артиста, а того, кто 20 лет назад упал пьяный на сцене, а сейчас вновь танцует.
Противоречивым вышел конец фильма. Смотреть его было неприятно. Но тем не менее, я отдаю должное этой концовке, потому что именно так всё и было бы на самом деле. Так всё обычно и бывает – когда гении уходят, приходят журналисты, появляются друзья, и все говорят много лживых слов, которые уже нельзя ни опровергнуть, ни проигнорировать.
Именно так всё и было бы на самом деле.
От этого больно и душно.
9 из 10