Если с Полом вышел в путь – веселей дорога!Сегодня, вероятно, более или менее добротные фильмы о вторжении инопланетян снимать уже практически невозможно. Давненько вышедшие «Монстры» и «Район №9» – редкие исключения благодаря не столько пришельцам, сколько авторскому переосмыслению понятий «инопланетная цивилизация – человеческая раса». В фильмах 2000-х «Скайлайн» и «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» вариация «как на этот раз они нас завоюют» уже не срабатывает в должной мере. И дело тут совсем не в слабости сценария (в каких фильмах о вторжении пришельцев он поражал хитросплетением повествования?). Просто подобная тема уже окончательно избита и реанимировать её вряд ли сможет талант какого-либо постановщика или актера (недавнее «Падение Луны» не даст соврать). С теплой ностальгией вспоминаешь «День независимости», который упрекали в политкорректности, тупости. Однако там было всё на своих местах, просто, лаконично, зрелищно. А уж появление над горизонтом кораблей пришельцев можно сравнить только с библейскими пророчествами об апокалипсисе. Возвышенно и великолепно! В вышеперечисленных картинах тоже много стреляют, зависают космические тарелки. Но при этом создатели стараются изо всех сил разбавить всё это драматизмом, психологическим конфликтом. В фильме Эммериха бравые американцы, штампованные диалоги о доблести и долге тоже встречаются, но он был одним из первых, да и моду в 1996 году задали на киношный тотальный апокалипсис (подлетали к Земле инопланетные корабли, судьбоносные кометы, размножались гигантские насекомые, извергались вулканы). Тогда для неискушенного зрителя это было интересно, свежо. Теперь же посетителям кинотеатров нужно подавать рефлексию к таким фильмам, которая (если к тому же кино сделано слабо) чаще всего заставляет скучать и иронично улыбаться. Почти в одно время с «Днём независимости» вышли «Люди в черном», лента, выполненная в комедийном ключе. Изящная режиссура, неподражаемый юмор, контрастирующий дуэт Смит – Джонс, замечательные визуальные эффекты, а самое главное – тонкая самопародия сделали этот фильм одним из лучших про вторжение инопланетян. И вот обнаруживаются два пути – создавать бравые, оголтелые фантастические боевики или, умело играя с жанром, а то и вовсе забывая про него, нестандартные, подтрунивающие над собой кинофильмы. Ленты «Скайлайн» и «Битва за Лос-Анджелес» показали, что выдумать принципиально что-то новое непросто – повторяется (с небольшими вариациями) одна и та же схема, которая перестает работать. А в жанре приключенческой комедии еще могут рождаться совсем неплохие фильмы о пришельцах. «Пол. Секретный материальчик» – один из них.
Теперь мы можем своими глазами увидеть, кем стал главный персонаж «Инопланетянина» Спилберга в XXI веке. Пол уже не тот кроткий, тихий пришелец, а покуривающий травку и бранящийся тип из далеких глубин космоса. Осталось неизменным одно качество – дружелюбие к человеку. Это всё та же спилберговская школа (где злодеи условны и карикатурны, где инопланетный герой меняет в лучшую сторону жизнь почти каждого, с кем встретился), только приправленная – дань нашему времени – генитальными шутками и пошлостью. Так забавно получилось (по фильму), что Пол в 1980 году консультирует Стивена Спилберга по поводу его нового творения (естественно, «Инопланетянина»), который выйдет через пару лет и станет культурным событием. Благодаря своему безграничному обаянию (а помимо сквернословия он творит добрые дела и обладает очаровательной харизмой), стёбу (вызывающее искренний смех пародирование другого, более кровожадного инопланетного гостя – Хищника) Пол приковывает к себе всё внимание. Люди здесь скорее играют вспомогательную роль, одни – помогая Полу вернуться «домой», другие – желая провернуть с ним опыты. При всей кажущейся комедийности происходящего создатели фильма, а вместе с ними и сам герой-пришелец как бы невзначай, вскользь поднимают серьезные вопросы. К примеру, достается религии. Инопланетянин собой олицетворяет, что мы не одни во Вселенной, что он не Божье создание. И по ходу фильма лишает – а может быть, снимает ненужные догматические оковы? – веры тех, у кого она была. Что они приобретают взамен? Одни скажут – свободу. Другие – дурные и пошлые привычки. Поди тут разберись, тем более в таком несерьезном киножанре. Самое главное, по-моему, что и друзья, и враги Пола поверили в него. Попав однажды на нашу землю, он раздвинул рамки привычного и рационального, доказав, что существует не только в комиксах и книгах.