Схема любвиВместо предисловия
Из-за твоей большой спины
Не видно ни черта
Ну и спина
Вот это да
Кто впереди — ну не видать
А позади — зачем нам знать
Мумий Тролль «Девочки — эмансипэ»
Собственно, даже если потенциальный зритель начитается самых злостных спойлеров, все равно разочарования не наступит, поскольку уже буквально с первых кадров интрига рассеивается, если конечно у вас не по минус 8 на каждый глаз.
Хороший актер роль не играет, он вживается в шкуру своего героя, пропускает его мысли через свои, и вполне понятно желание режиссера задействовать Джона Лоуна, ввиду его многочисленных талантов, включая оперное пение, но с точки зрения элементарной эстетики — это безусловный провал.
В свою очередь, Джерами Айронс, выглядящий весьма убедительно в образе сухих дипломатов-счетоводов-преподавателей, под строгими костюмами которых, живет ненасытный демон саморазрушения, питающийся как самыми низменными эмоциям и инстинктами, так и самыми возвышенными в «М. Баттерфляй» не проявляет и 10 части своего таланта.
Решить, что Айронс ровно за год «Ущерб» (1992) — «М. Баттерфляй» (1993), растерял свое актерское мастерство, а уже в 1997 в «Лолите» снова чудом его отыскал, не представляется возможным.
Однако в этом фильме Джереми Айронс словно, робот исполняет свою роль, делает удивленные глаза, старательно играет несуществующую страсть, изображает невыносимые страдания, видимо всему виной, гетеросексуальная «прошивка» Айронса, поскольку на протяжении всего повествования актер вымучено пытается передать несуществующие чувства без малейшего намека на реалистичность.
В «М. Баттерфляй» присутствуют многие ингредиенты для рецепта действительно стоящего кино — это и талантливый режиссер, и история, основанная на реальных фактах, и политические перипетии на фоне личной драмы.
И все же зритель, словно агент 007 приходит в бар в надежде получить свой любимый фирменный коктейль, который Ян Флеминг описывал как: водка, вермут, джин, лимонная цедра и оливка, и режиссер Кроненберг готовит этот коктейль, но почему-то вместо оливки в бокале оказывается зеленый огурец в пупырышках в виде Джона Лоуна.
И ничего ведь не скажешь — огурец прекрасный, и хрустит отменно, но что он делает в бокале мартини?
Так что знаменитая фраза Бонда — «взболтать, но не смешивать», как нельзя лучше подходит к «М. Баттерфляй», зрителя «взбалтывают» необычностью сюжета, но актеры при всей возложенной на них сценарием миссии просто не могут «смешаться» друг с другом, выступая в роли абсолютно разрозненных элементов.
Причинно-следственные связи присутствуют фрагментарно. Банально не ясно, с чего это герой Айронса влюбился в «героиню» Лоуна, сцена, где глаза Айронса вдруг озаряются светом при виде Сонг Лилинг, выглядит более чем неубедительно. В дальнейшем повествовании, также остается загадкой происхождение столь всепоглощающего чувства со стороны Рене Галлимара.
По сути, сценарий фильма явно хромает на одну ногу, поскольку отсутствует такая важная его часть как диалоги. Мало того, что актеры вяло, изображают любовь и страсть, так хоть бы вербально ее озвучили, но нет, осмысленные диалоги в этом фильме не существуют как класс.
В роли сценариста выступает автор пьесы, по которой снят фильм. Напрашивается вопрос, то ли и сама пьеса не далеко ушла от сценария, то ли именно сценарий Хван написал левой пяткой под одеялом.
Далее следуют чисто «технические» моменты: история Галлимара и Сонг Лилинг, рассказанная в формате фильма, наталкивает на мысль, что герой Айронса клинический идиот или опиумный наркоман со стажем, возможно и то и другое, поскольку не заподозрить очевидное, возможно только в сверхневменяемом состоянии, тем не менее герой Айронса выглядит более чем адекватным.
Возникает мысль, что Кроненберг явно недоисследовал вопрос относительно сексуальных предпочтений Рене Галлимара, прототипом которого является Бернар Бурсико и подошел к вопросам достоверности более чем поверхностно.
И даже если абстрагироваться и на секунду представить, что в какой-то сюрреалистической реальности, возможен вариант рассказанный в фильме, то хотя бы Ши Пэйпу (прототип Сонг Лилинг) фотографии которого, присутствуют в свободном доступе в интернете, выглядит куда более женственно, чем Лоун, широкие плечи которого, да еще и на фоне щуплого Айронса, здорово отвлекают от сюжетных перипетий.
Как итог: в фильме слишком много «белых пятен» и очевидных несоответствий для полноценного сюжетного и образного восприятия, «М. Баттерфляй» Кроненберга — это гусеница, которой не суждено стать бабочкой.