Однажды захотелось посмотреть сказку…В тяжелый период жизни между защитой диплома и поступлением в аспирантуру мой уставший мозг очень захотел посмотреть чего-то сказочного, легкого, про замки, мечи, принцесс и так далее. В ход пошло всё подряд начиная «Десятым королевством» и заканчивая всеми Шреками. На «Однажды в сказке» долго не решалась из-за большого объема, но в итоге сдалась и решилась.
Первое, что вообще хочу сказать про подобного рода фэнтези и моё к ним отношение, это то, что я обожаю качественно созданные миры. Для меня очень важно, чтобы авторы, создающие свою вселенную, сделали её интересной и что очень важно — логичной. Это признак мастерства, когда создатель придумывает правила своего мира, и соблюдает их до конца, когда придумывает такую развязку, которая подчиняется законам и логике вселенной. То есть я ненавижу, когда появляется волшебный цветок, способный разрушить все чары. Собственно это моё требование полностью разрушило впечатление от большой части сериала.
Итак, изначальная задумка сериала безумно понравилась. Переплетение сказок, да и мистификация в виде городка без времени, в котором герои вынуждены каждый день вечно переживать каждый своё собственное проклятие. Это очень крутая задумка. И все переплетения, созданные изначально очень круто сочетаются друг с другом. В центре сюжета у нас находится «Белоснежка», вокруг неё танцуют «Золушка», «Красная шапочка», «Пиноккио» и многие другие в новой адаптации. Волшебный мир получился очень целостный и все герои выглядят органично, не притянуто за уши.
Структура первого сезона составлена таким образом, что мы наблюдаем две параллельные истории — жизнь сказочного сайлентхилла в реальном мире и историю прошлого, которая привела нас к текущим событиям, но в волшебном мире. И лично мне такое повествование очень нравится. Почти каждую серию (некоторые серии показывают параллели не между персонажами, а между событиями, двигая сюжет вперед) проводятся параллели между жизнью героя сказки и его воплощением в реальном мире. Смотрится очень здорово. Для многих есть проблема в том, что повествование о волшебном мире идет не линейно, а в разброс, из-за чего бывает сложно понять хронологию событий, но меня это совсем не смутило, так как сезон я проглотила залпом, не успевая толком забыть, что, с кем, когда и где произошло. Не могу быть уверенной, но мне кажется, что линейная структура повествования в волшебном мире смотрелась бы ужасно. Жизнь всех героев загадочного городка начинает меняться с приездом доктора Кэмерон, простите Эммы Свон, которая по совместительству является дочкой Белоснежки и Прекрасного принца и должна спасти всех героев сказок от проклятия. Так вот, первый сезон обалденный. Обдуманное переплетение сюжетных линий, проработанная история, многоходовочки одного великолепного мужчины, да и вообще колоритные персонажи, огромное количество мелких деталей (яблоня во дворе мэра, предметы в лавке Мистера Голда из различных сказок, одежда Красной шапочки и тд). Эти детали прекрасны. Перевоплощения героев сказок в реальных людей — прекрасны. Сверчок Джимини стал психиатром, Безумный шляпник — кутюрье, Королева — мэром, Франкенштейн — медиком в больнице, отец Бель — продавец роз. А также переделка имен и многое другое — продумано до мелочей. Мои аплодисменты создателям за такую кропотливую работу в начале сериала.
У каждого из персонажей есть две ипостаси — в реальном мире и в сказочном. Часть героев получилась удачной в обеих, часть только в одном из миров. Реджина и Румпель — браво, прекрасны в обоих мирах, самые колоритные персонажи. К концу первого сезона начинает казаться, что главные герои-то не Белоснежка, принц и их дочь, а заядлый шахматист Румпель, без единого чиха которого ничего не делается. Белоснежка и Дэвид — для меня хорошо получились в сказочном мире, такие милые, храбрые, болтают про надежду, мораль, и всё такое, типичные сказочные персонажи, в сказке смотрятся сносно. Их версии в реальном мире, это жуть. И если в первом сезоне их можно было терпеть потому что шло разграничение реальности и сказки, и в реальности все вели себя адекватно, то после их сопли просочились в реальный мир и смотреть на это стало невозможно. А они центральные персонажи и экранного времени у них куча. Главная героиня Эмма это тот персонаж, который изначально мне очень понравился, этакая шикарная блондинка-рэкетирша, которая может прийти с бензопилой к мэру во двор и спилить её любимую яблоньку. К сожалению, к концу сериала от крутой девушки не осталось и следа, она стала похожей на мать-одиночку после недели бессонных ночей, да ещё и лицо забрала у человека страдающего диареей. У неё есть сын Генри, довольно забавный пацан, претензий нет, кроме одной. Этот поц 10 лет жил в городе, в котором никто не старел, дети не росли, то есть он несколько лет ходил в школу, каждый год переходя в другой класс, а все его друзья не росли. Его это не смутило, нет?
Второй и половина третьего сезона адекватные, хотя уже там было видно, что создатели не справляются, так как в изначальный сюжет не были заложены затравки для будущих, то есть все супер-пупер многоходовочки и переплетения сюжетных линий начинают казаться притянутыми за уши. Начиная с 4 сезона стартует лютая дичь в виде полной непроработанности сюжета с желанием создателей сплести героев, события, времена и миры. Выглядит ужасно, проблемы для развития сюжета становятся надуманными и глупыми, логика вселенной летит в тартарары, смотреть становится неинтересно и откровенно скучно. Рояли в кустах, волшебные цветы, попрем все законы мироздания, да здравствует анархия. Кроме того создателям слишком уж понравился собственный прием параллельного повествования двух миров, который уместно смотрелся только в первом сезоне и втором-третьем, когда речь шла не о прошлом, а о настоящем героев в разных мирах. Эта параллельность в последних сезона привела к тому, что для сюжета волшебного мира пришлось придумывать кучу убогих внутренних проблем всем персонажам, для многих из которых эти проблемы полностью обесценивали изначальную трагедию героя.
А ещё в сериале для трагичности все становятся друг другу родственниками. Кучи потерянных детей, родителей, сестер, братьев и так далее. В конце начался дикий морализм по типу давайте прощать всех и за всё, мир дружба жвачка.
В 7 сезоне посмотрела только первую серию и последнюю. Создатели решили, что для успеха нужно повторить первый сезон с другими персонажами, но успех первого сезона был в продуманности, деталях, многоходовочках, интересных персонажах.
7 из 10
Потому что задумка супер, но создатели оказались не такими мастерами долгих партий, как обаяшка Румпель, и смогли построить связанный сюжет только на пару сезонов. Очень жаль, потому что можно было бы получить очень крутой сериал.