Жизнь как она есть«Древо жизни» — фильм-мечта знаменитого американского режиссера Терренса Малика. Впервые о проекте Малик заговорил еще в конце 70-х — тогда лента была известна, как «Q». Проект был заброшен, но некоторые идеи вошли в «Древо жизни». В 2006 году началось производство картины с участием Колина Фаррелла и Мела Гибсона, но позже оно было приостановлено. В октябре 2007 переговоры вели Шон Пенн и Хит Леджер. В декабре Пенн был утверждён на роль, а Леджер ушёл из жизни в 2008 году, в связи с чем на его роль взяли Брэда Питта. Этот многострадальный долгострой заранее интересовал киноманов всего мира, все знали, что Малик готовит что-то грандиозное. Фильм не раз переносили, его ждали на многих фестивалях, но всегда в последний момент фильм переносили и говорили, что Малик все еще монтирует фильм. И вот в 2011 году «Древо жизни» наконец увидел свет, и его продемонстрировали зрителям в Каннах. По окончании фильма зрительный зал четко разделился пополам. Где-то аплодировали и кричали «браво!», а где-то во всю «букали». Увиденное на экране оказалось непривычным даже для подготовленного каннского зрителя. А уж когда жюри отдали фильму главный приз «Золотую пальмовую ветвь» негодования и непонимания стало еще больше.
Сюжет фильма строится вокруг истории жизни Джека. Джек — одиннадцатилетний мальчик и наблюдает этот мир с чистотой и непосредственностью взрослеющего ребёнка. Мать (Джессика Честейн) учит сына добру и бескорыстной любви, а также является глубоко верующей, отец (Брэд Питт) же настаивает на первичности своих интересов в этой жизни. Родители Джека разные люди, и каждый хочет донести до сына своё понимание места в этой жизни. Отец импульсивен, порывист, резок и готовит своих трех сыновей к встрече с этим жестоким миром. Мать же, напротив, представляет собой благодать во плоти. Она добра и преисполнена любви к сыновьям. Сам мальчик ближе к концу фильма произнесет: «Отец и мать, вечно вы боритесь во мне. И так будет всегда». У него с возрастом все яснее проглядывается Эдипов комплекс. Проявляются характерные симптомы: нарастающая ненависть к отцу, ревность к матери, подсознательная вражда, которая по сюжету перерастает на сознательный уровень.
В фильме очень много говорится о религии, что многим зрителям крайне не понравилось. Фильм начинается цитатой из Книги Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания Земли? Скажи, если знаешь». На экране показывают жизнь Земли, а за кадром Джессика Честейн начитывает выдержки из трактата «О подражании Христу» средневекового монаха Фомы Кемпийского: «Сын Мой, прилежно примечай движение природы и благодати; ибо они весьма противоположны, и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовному и внутренне озаренному человеку». На экране в это время делятся биологические клетки, вращаются планеты, видны извержения, гейзеры, моря, океаны, водопады, скалы и даже динозавры, которых Малику потом будут не раз припоминать и называть его творение телевизионным фильмом канала «National Geographic». Но визуально фильм невероятно красив. Абсолютно гениальная операторская работа возможно лучшего оператора мира Эммануэля Любецки и роскошное музыкальное сопровождение одного из лучших композиторов мира Александра Депла делают происходящее на экране незабываемым. Смотря фильм, сразу понимаешь, что снимал его Малик, не спутаешь ни с кем, как говорится. Режиссер великолепно связывает визуал с чувствами и движениями героев.
Основные выдвигаемые критиками фильма претензии две — претенциозность и пафос. И хотя мне фильм понравился я с этими претензиями соглашусь, плюс добавлю, что первая половина, в которой показано зарождение Земли, очень скучна. Но у меня с этим фильмом сложились, так скажем, очень личные отношения. Семья О’Брайен невероятно сильно напоминает мне мою, а в мальчишке я не раз узнавал самого себя. И это ощущение, когда происходящее на экране до ужаса точно напоминает твою жизнь не передать словами.
8 из 10