фильм — ощущение.На два с лишним часа мы выпадаем из реальности и смотрим на мир глазами юного Джека. Мы растем, развиваемся, чувствуем, радуемся и страдаем вместе с ним.
Благодаря уникальной операторской работе, мы буквально чувствуем запах травы на лужайке у дома, тепло солнца, согревающего нашу кожу, шершавые листы кустов, царапающих наши ноги в лесу. Оператор буквально хватает нас за шиворот и затаскивает за жидкокристаллическую среду монитора, и, одна минута — и у нас уже не остается сомнений, что мы находимся именно там, вместе с главными героями.
Как же все-таки стоит трактовать главную идею? Чем она стала для меня? В какой форме я её увидела?
И это — великолепный уникальный миг нашей жизни. Малик показывает историю нашей вселенной, нашей планеты, эволюция, которая кишила на земле миллиарды лет только для одного — что бы ты, зритель, который на данный момент предстаешь маленьким мальчиком Джеком, жил, чувствовал, ощущал на себе это великое чудо под названием жизнь. Жизни в фильме полно. Ее исчерпывающе. Она розовым киселем вырывается из каждого кадра. Вот она — ёё все ищут — а она — вот! Как очки на носу у Шоу — вот она, прямо у тебя, почти в руках, ты уже чувствуешь ее ускользающие прикосновения — здесь и сейчас! Жизнь! Такая простая. До боли простая. И смысл в ней такой обычный — счастье, любовь, вера, что бы то ни было. Что бы ни происходило. Все такое доступное, настоящее и простое.
Это — даже не солянка, а гармоничная смесь, великолепный дуэт, сочетание того, что не сочетается — божественной теории и дарвинизма. В этом фильме они не отделимы друг от друга, они идут вместе. Рука об руку. Так великолепно дополняют друг друга и все сразу становится на свои места.
И это не та идея о эволюции, которую мы уже видели у Брэдбери. Он показывал уникальность каждого элемента огромной эволюционной цепочки, его значение для целого, а Малик же показывает значение целого для одного. Всю уникальность, неповторимость мига нашей жизни на земле.
С другой стороны, тут же раскрывается другая сторона обыгрываемой идеи — Джек, маленький мальчик метафорично предстает как бы в роли Адама, который познает эту жизнь с самого истока, который учится со временем и у Бога и у Дьявола, постепенно познавая добро и зло. Мы смотрим на мир глазами ребенка, мы учимся, наше восприятие растет и меняется. С одной стороны мама привносит в нас все самое мягкое, нежное и доброе по своей природе, а с другой отец — её абсолютная противоположность, учит нас бороться, давать отпор, пробуждает в нас все самое плохое и мерзкое. И мы живем. Мы испытываем во времени этот уникальный процесс существования, развития, восприятия.
Великолепную игру актеров тоже нельзя оставить без внимания. Не знаю, насколько Шон Пенн привнес свои уникальную лепту в ленту, но Джессика Честейн — просто незаменимая фигура, прожившая роль с самой первой до последней секунды совершенно сполна.
И, вот она, опять же, перед нами жизнь — бушующая, уникальная, простая и одновременно бесконечно сложная. И, конечно — красивая. Безумно красивая, какой бы она не была.
Но, безусловно, фильм затянут. Затянут и запутан. Его трудно воспринимать, на него нужно настроиться, его нужно прожить. Не знаю, отрицательные это качества, или особенности, но 1,5 балла уйдут из общего счетчика.
8,5 из 10