Вспоминая классикуО ПЕРЕДЕЛКАХ. Не так давно вышел ремейк фильма «Вспомнить все» голландского режиссера Пола Верховена. Через несколько лет на экранах появился еще один ремейк его же нержавеющего «Робокопа». Пожалуй, не будет лишним добавить к списку также сиквел «Основного инстинкта» (где Шарон Стоун уже не столь смертельно, но все еще чертовски сексуальна). Возникает вопрос — а где же, в то время как его фильмы переснимают с бюджетом в 3-5 раз превышающим первоначальный, находится сам голландский маэстро? А он, как оказывается снимает сериалы для телевидения.
Хотя в свое время, Верховен создавал не просто отличные фильмы, а самые настоящие образцовые эталоны кинематографа различных жанров. Если «Основной инстинкт» надолго захватил пальму первенства среди эротических фильмов (вполне возможно, что и до сего дня), то «вспомнить все», «робокоп», «звездный десант» и «невидимка» (hollow man — правильнее «опустошенный») заставили по-новому взглянуть на фантастический боевик.
О ДОСТОИНСТВАХ. Если за что и хвалить эти фильмы в первую очередь, то, конечно, за глубину замысла, продуманность и осмысленность каждого кадра. Этими важными атрибутами кинофильма обеспечивается связность повествования и цельность идей, которые сегодня встречаются не слишком часто. Второе существенное достоинство — спецэффекты, созданные при помощи целой группы специалистов (доходящей до сотен и тысяч человек) до сих пор выглядят «свежо». По большей части это достигается благодаря работе исключительно с органическим материалом и созданием специальных живых моделей (кстати, а чем же теперь интересно занимаются Стэн Уинстон, Рик Бэйкер или Роб Боттин). В связи с этим каждый персонаж обладает своими индивидуальными чертами, которые четко отпечатываются в памяти (чего стоит хотя бы лидер повстанцев).
Два вышеперечисленных фактора уравновешивают и дополняют друг друга. Как мне кажется, такие фильмы как «нечто», «блейд раннер» или «вспомнить все» — в принципе сохраняют идеальный баланс между идеей и ее реализацией. И что немаловажно, оставляют зрителю свободное пространство для собственного воображения, свободного полета мысли и фантазии — как например, в знаменитом последнем кадре фильма, заставляющем усомниться в том, что это все происходило на самом деле, а не в воображении персонажа. На мой взгляд, именно в этом и заключается суть уважения и доверия к публике.
Следует добавить, что все это великолепие к тому же поддерживалось могучими плечами звезд уходящей киноэпохи, одно присутствие в кадре которых уже само по себе делало фильм культовым.
О ГЛАВНОМ. Но самый главный и существенный аспект картины, по моему мнению — скрытое интонирование режиссерского стиля, невидимая ирония или едва уловимые полутона, за счет которых образы, ситуации или поступки персонажей приобретают неизмеримую глубину. Сегодня это внутреннее пространство практически не встречается. К сожалению, все сейчас выглядит шаблонно, слишком серьезно и скучно. Также сейчас не ощущается никакого свободного промежутка между фильмом и его создателем, видимо потому, что между ними просто и не возникает притяжения (как между товаром и логистом), хотя в таких фильмах как «вспомнить все» он ясно прослеживается. Еще одно отличие — фильм девяностого года хоть и повествует о тотальном подавлении личности, но в то же время не чурается юмора и, порой, даже пародирует самое себя, что можно отчетливо увидеть, к примеру, в поступках и поведении Арни, который подобно неуловимому и хитрому мышонку Джерри (не совсем удачное сравнение) постоянно оставляет своих преследователей с носом и даже позволяет себе насмехаться над ними, отчего представители властных структур выглядят не столь устрашающе, как в современных фильмах, где они предстают этакими обезличенными, холодными, прагматичными роботами. Благодаря этой вычурности у зрителя даже возникают сомнения — а не путешествует ли он с главным персонажем по его собственным, купленным за наличность геройским фантазиям? А если это действительно так — то все круто меняется, ведь можно запросто усмотреть аналогию между главным героем, купившим воображаемое приключение и зрителем, совершающим ту же сделку. Но никому из нас не дано познать истину — где заканчивается фантазия и начинается реальность. Да и какая собственно от этого знания польза?
В общем, фантастические боевики наподобие «вспомнить все» с годами не устаревают, но как вино становятся еще слаще и приятнее на вкус. Можно сказать, что ремейки, в данном случае, служат как раз для того, чтобы еще ярче оттенить все преимущество оригинала.