'Монарху надо быть выше обвинений в жестокости, необходимой для безопасности страны и собственной персоны. Это должно войти в плоть и кровь, чтобы, не дрогнув, нанести удар, даже по самым близким, если они виновны.' - сэр Фрэнсис УолсингэмИсторико-биографическую драму 'Елизавета', релиз которой произошёл в 1998-ом году, посмотреть стоит каждому уважающему себя киноману настойчиво рекомендуется по ряду причин. Во-первых, обращает на себя внимание то, что на ежегодной премии 'Оскар' фильм получил одну статуэтку ('За лучший грим'), а кроме того был претендентом на победу ещё в шести номинаций, и кроме того на других конкурсах 'Елизавета' собрала ещё целый ворох престижных наград. Во-вторых, в нём приняли участие многие и многие прошлые и настоящие звёзды: Кэйт Бланшетт, Джеффри Раш, Джозеф Файнс, Кристофер Экклстон, Ричард Аттенборо, Венсан Кассель, Фанни Ардан, Джон Гилгуд, Кэти Бёрк, Эмили Мортимер, Келли Макдоналд, Джеймс Фрэйн, Дэниел Крэйг, Мэттью Риз и даже знаменитый футболист Эрик Кантона тут есть! Впечатляет составчик! Да ещё как! Прямо-таки сборная звёзд. В-третьих, поклонники жанра будут удовлетворены увиденным вне всяких сомнений.
Сценарий 'Елизаветы' был единолично написан Майклом Хирстом. Затем Хирст ещё не раз приложит свою талантливую руку к созданию других исторических лент и сериалов как, например, 'Тюдоры' и 'Викинги'. Так что отношение к работе, профессионализм, тщательность и направленность Хирста налицо. Его же сценарий о королеве Елизавете I рассказывает о её вхождении на британский трон и укреплении её власти, борьбе с интригами явных и тайных врагов, поиске приверженцев, о любви и мести. Хирст умудрился вместить в сценарий огромное количество знаменательных личностей (чем и объясняется такой актёрский состав), многие исторические факты, напрямую связанные с Её Высочеством, но всё-таки всё это он создал в жанре 'пеплума', когда сценаристы жертвуют исторической достоверностью ради повышения художественной выразительности. Если кому-то будет угодно найти несостыковки фильма и реальных фактов, то, как говорится, книги по истории Вам в руки. И это не сарказм, кому же помешает быть более образованным?
Сам же фильм 'Елизавета' с самых первых кадров говорит нам о том, что впереди нас ждёт потрясающее зрелище, где внешний блеск богатства соседствует с жестокостью и насилием. Потрясающая работа костюмеров, художников и, естественно, гримёров поражает воображение. Настолько утончённого и точного отображения моды того века вряд ли можно будет найти в каком-то другом фильме. 'Елизавета' представляет из себя настоящий триумф для любителя эстетики и соответствий в кино. Ну а другому зрителю просто будет любопытно ознакомиться с изяществом той эпохи. Но не только такие вот прекрасные элементы сопровождают 'Елизавету'. Надо сказать о том, что фильм не обошёлся без насилия, которое было присущим тем годам. И вроде как акцент на это не делается, но всё равно данные сцены пугают по-настоящему (в основном, они связаны с пытками). О чём говорит тот факт, что даже в неглавных нюансах кинопроизводства всё сделано так великолепно? А то, что режиссёр родом из Пакистана Шекхар Капур подошёл со всей тщательностью к постановке фильма и даже мельчайшие детали имели для него значение.
Что же касается актёрской игры, то и здесь никому нельзя предъявить претензии. Великолепна в образе Елизаветы I Кэйт Бланшетт. Можно только посмотреть на то, как её героиня трансформируется из нежной влюблённой женщины в суровую и властную королеву, без сожаления отправляющую всех врагов королевства на тот свет. Не собственноручно, конечно, но только так она могла упрочить свой трон и изгнать всех противников из числа ярых католиков (Елизавета была протестанткой, а тогда религиозная приверженность решала многое, даже жить тебе или умереть). Персонажу Джозефа Файнса - графу Лестеру - придали очевидный драматический акцент, что не совсем соответствовало историческим данным, но зато актёр получил широкие полномочия и сделал свою работу изысканно, оставив о себе неизгладимое впечатление. Как всегда без любых претензий к великолепному Джефри Рашу, сотворившего из своего героя - сэра Фрэнсиса Уолсингэма - очень интересную персоналию, о которой хотелось бы узнать побольше. Безупречны жксцентричный Кассель и возрастная, но настоящая femme fatale Фанни Ардан, учитывая, что у них, кстати, не такое уж и большое время в фильме. И другие актёры только радуют своим исполнением, если не сказать восхищают. Хотя бы взять за разбор Кристофера Экклстона, но всё-таки это лучше увидеть.
Лучше увидеть картину 'Елизавета' - она бравирует филигранной работой гримёров, парикмахеров, костюмеров, художников и декораторов. Это настоящее композиционное полотно, которое восхищает своей реалистичностью и красочной эстетикой. В фильме практически каждый нюанс выверен и мало к чему можно придраться. Лично моё неудовлетворение вызвало то, что Елизавета I Тюдор как-то быстро стала ожесточённой, даже особо не вкусив сладости власти и козней врагов после вхождения на трон. Но эта придирка настолько маловажная, если полностью погрузиться в атмосферу ленты, а большинство погрузятся в неё, уверен, что не стоит особого внимания. И смотреть 'Елизавету' стоит из-за потрясающего актёрского состава, где каждый на своём месте и прекрасно выполняет свою роль.
9 из 10