«Ты не представляешь, что чувствует человек, живущий в темноте, которой он боится.» — Рэй Чарльз в выдающемся исполнении Джэйми ФоксаЕщё задолго до начала съёмок байопика «Рэй» его режиссёр, сценарист и продюсер Тэйлор Хэкфорд приобрёл права на экранизацию книги-автобиографии «Брат Рэй», рассказывающую о жизни и карьере выдающегося музыканта, композитора и исполнителя песен Рэя Чарльза Робинсона, больше известного как просто Рэй Чарльз, ослепнувшего в семь лет, но сделавшего переворот в музыке. Но Хэкфод не мог найти финансирование своего проекта и его пришлось отложить. И только после того, как он снял несколько удачных картин, в том числе «Адвоката дьявола» с безукоризненной игрой Аль Пачино и Кеану Ривза, Хэкфорд смог себе позволить снять «долгострой», вложив туда собственные капиталы. Вряд ли он хоть раз об этом пожалел: ворох престижных наград и номинаций, признание критиков, зрительская любовь и более, чем трёхкратная прибыль в мировом прокате. Цитата: «Драма „Рэй“ — один из выдающихся байопиков за всю историю кинематографа!».
Но будем при этом справедливыми, сказав о том, что всех лестных эпитетов фильм Тэйлора Хэкфорда мог и не получить, однако же на главную роль был приглашён Джэйми Фокс и на этом господине стоит остановиться подробнее. Получить первую заметную роль в спортивной драме «Каждое воскресенье» Фоксу помогли его занятия американским футболом и он всерьёз задумывался о спортивной карьере. В случае с «Рэем» выбор пал на Фокса не только из-за его внешнего сходства с прототипом, но из-за того, что с пяти лет будущий актёр брал уроки игры на фортепиано (в «Рэе» все эпизоды с фортепиано Фокс сыграл без помощи дублёров). И в музыке он тоже преуспел. При подготовке к роли Фокс проделал громадную работе: изучал грамоту слепых, посещал их в лечебницах, заставлял гримёров на съёмках «превращать» себя в невидящего. Результатом стали награды в мире кинематографа, в том числе «Оскар» за лучшую мужскую роль, при этом у Джэйми Фокса почти не было конкурентов.
На всём протяжении более чем двухчасового фильма лично я ни разу не усомнился в том, что передо мной настоящий Рэй Чарльз, а не актёр, воплощающий его образ. Тем многим, кто мнит себя великим актёрам, надо брать пример с Джэйми Фокса и брать на вооружение «систему Станиславского». Стоит уточнить, что «Рэй» не охватывает целиком биографию выдающегося музыканта, пока шли съёмки Рэй Чарльз был ещё жив (скончался незадолго до премьеры). Диапазон событий, демонстрирующихся в фильме, имеет тридцатилетний период: от того, как Рэй Чарльз получил первую работу в загибающимся клубе и до того, как музыкант стал всенародным любимцем и голосом эпохи. Упоминается в картине и детство Рэя Чарльза, показываемое в режиме «флешбэков». И за это время зритель успеет ознакомиться с тем, как формировался характер Рэя Чарльза, на который сильно повлияла его мать и трагическая гибель младшего брата, увидит то, какие отношения его связывали со второй женой, что у него было с бэк-вокалистками, его проблемы с наркотиками и то каким трудом Рэй Чарльз пробивал себе дорогу к славе.
Но у медали всегда есть две стороны: и если Джэйми Фокс сыграл пока что свою самую лучшую роль, то второй стороной оказалось, что он затмевал всех остальных участников игрового процесса. Славная Керри Вашингтон, игравшая любовь всей жизни Рэя — его вторую жену Би, вызывала сочувствие, жить с таким человеком невозможно, но вызвать всё же такие глубокие эмоции, как Джэйми Фокс, актриса не смогла. Немного большего получаешь от Реджины Кинг в образе Марджи Хендрикс, одной из бэк-вокалисток Рэя Чарльза, с которой связана одна из сильнейших сцен байопика, когда тот вызывает у Кинг надрывные эмоции при записи новой песни. И эта сцена только подчёркивает харизматичность и талант Рэя Чарльза, наравне с его эгоистичностью и «свинским» поведением. Заметили, что имя Джэйми Фокса упоминается намного реже, нежели Рэя Чарльза? А это всё из-за того, что актёр сыграл так, что отличить его от прототипа не выходит. Знаю, что об этом уже говорил, но считаю, что надо ещё раз это подчеркнуть. Кстати, Джэйми Фокс, вдохновлённый творчеством Рэя Чарльза записал две кавер-версии его песен в дуэтах с рэпперами Канье Уэстом и Лудакрисом.
«Рэй» получился сногсшибательным байопиком. Думаю, что любой уважающий себя музыкант, творчество которого повлияло на развитие искусства, захочет, чтобы у него был свой «Джэйми Фокс», так же великолепно воплощающий образ. Сам же Джэйми Фокс заслуженно получил свой «Оскар», но затмил при этом всех остальных из актёрского ансамбля. Но кроме Джэйми Фокса в фильме существует ещё одна вещь, которая вызывает восторг — это великая музыка великого Рэя Чарльза. Этот байопик надо посмотреть всем. Даже тем, кто не любит биографические фильмы, тем, кто не любит джаз и тем, кто сомневается в таланте Джэйми Фокса.
9 из 10