Обвинять в наивности второго «Супермена» — попытка пропащая и совершенно не нужная. Во всяком случае, дело тут имеется с супергеройской фантастикой на момент её зарождения и становления, а это, как никак, грань совершенно условная.
По классической традиции, сравнивая первородный оригинал и сиквел, на ум напрашивается «братское» противопоставление: производство первой части о сверхчеловеке в красно-сине-желтом трико было для своего времени эпохальным и действительно мощным (не без «проколов», конечно, но всё же). А вот скандальный дуэт тёзок
Ричарда Лестера и
Доннера, создававших продолжение грядущей франшизы, породил на свет копию самой себя. Копию повторившей успех технический, но не подкачавший часть более ментальную, драматургическую. Этакий «ребёнок-переросток», повторяющий движения за старшим братом. Получается едва похоже, неловко и очень наиграно.
Если в первый раз отсутствие цельного сюжета противопоставлялось спецэффектам (действительно хорошим для того времени), то в данном случае продюсеры и сценаристы пытаются оседлать всё ту же «лошадь», не привнося ничего нового. Да, денег теперь больше, у Супермена появляются более серьёзные и озлобленные враги, а любовь к человечеству и одной даме теоретически выводит серию на уровень новый. Но звучит все это красиво лишь в тексте.
Ранее, более менее соблюденная динамика меняется на какие-то отрывочные линии, мотивации антагонистов не выходят за рамки детской сказки (но в кино почему-то рвутся), а некомпетентная журналистка (и не более компетентная актриса
Марго Киддер) обладает «яйцами» покрепче, чем у самого Кларка Кента.
Кстати, говоря о последнем, то главным злодеем можно было бы назвать и Лоис Лейн, характер которой в картине был прописан весьма двояко. Инфантильная и двуличная сука вертит героем как хочет, проталкивая в бескорыстное сердечко Кента свои «хотелки» и «розовые» мечты. Тот тоже хорош и ведётся на «любовь», не понимая, что не будь у него шикарного обтягивающего костюма, френдзона была бы обеспечена до конца дней.
Ну а вообще, на начало 80-х в моду опять приходит кино серьезное и думающее (вспоминаем новую французскую волну) и «Супермен 2» на всём этом фоне выглядит очень несерьезно, пусть и оставаясь в рамках своего жанра. Что там происходило «за кулисами» у двух призванных постановщиков, можно оставить таблоидам и слухам, но строить кино на одних панорамах Метрополиса (совсем не Нью-Йорка), ну, как-то плохо.
4 из 10