Экранизация истории, наверное, самого известнейшего персонажа комиксов в истории, вышедшая в 1978 году стала настоящим кассовым хитом, буквально создала целый новый жанр, окунув зрителей Большого Кино в новый мир людей со сверхспособностями. Блокбастер «
Супермен» за авторством
Ричарда Доннера в нынешние времена конечно, вряд ли способен впечатлить современного зрителя своими сюжетными поворотами или визуальными фишками, однако как часть истории кинематографа он является неотъемлемой его частью, ибо именно отсюда пошли все главные штампы и шаблоны жанра.
К сожалению, такое можно сказать в адрес лишь первой части новоиспеченного франчайза, ибо начиная с сиквела он падал по качеству все глубже и глубже в пропасть. Перед нами, сиквел оригинальной картины, который, вопреки правилам сиквелостроения, не стал вдвое масштабнее, вдвое зрелищнее и так далее. Скорее напротив, он стал хаотичнее, скучнее и… намного менее масштабным. Серьезно, яркой картинке, креативному (для своего времени, конечно) экшену из оригинала, сиквел противопоставляет нелепейшую драку в баре Кларка Кента, весьма и весьма посредственное вступление с террористами в Париже, и более или менее вменяемое финальное побоище криптонских завоевателей с, собственно, Кал-Элом.
«
Нелепый» и «
Хаотичный» — пожалуй, два главных эпитета, коими можно охарактеризовать данное кинотворение. Взять хотя бы сюжетное повествование. В оригинале оно строилось вокруг личности Кларка Кента, его взросления и принятия собственных способностей, лишь изредка во второй половине хронометража плавно перескакивала на сюжетную линию
Лекса Лютора. Здесь же сценаристы, несмотря на введение целой пачки новых персонажей-криптонцев, а также возвращение Лекса Лютора, делают совершенно глупый маневр и смещают акцент основного повествования на… крайне скуную и предсказуемую романтическую линию между Кларком и
Лоис Лейн. В итоге, сюжет постоянно хаотично скачет от одних персонажей к другим, излишне все запутывая и растягивая. По-хорошему, здешний сюжет вполне можно было бы уместить в 1 час 20 минут, ибо слишком уж долго криптонцы осваиваются на Земле, а Кларк слишком уж долго строит из себя героя-любовника с намеками на самопожертвование. Смотрелось все это очень нелепо.
Не помогло всему этому безобразию и актерское обаяние здешних лицедеев. К актерской игре в принципе, не придерешься, но уж слишком академичными и сырыми, получились их актерские работы.
Джин Хэкмен куда-то дел свой огонек и искорку в глазах и здешний Лекс Лютор совершенно не впечатляет, а во второй половине и вовсе теряется на фоне криптонцев.
Терренсу Стэмпу не дали толком развернутся, поскольку речь его персонажа ограничивалась лишь фразой «
Склонитесь перед Зодом» и ее производными.
Марго Киддер и
Кристофер Рив, на взаимоотношениях которых был серьезный акцент, также с работой справились далеко не на отлично. За ними забавно наблюдать, но не более того.
В итоге же можно сказать, что получилось далеко не худшее, но все-таки совсем не оправдавшее надежд, продолжение.
Супермен II — яркий пример того, как потенциал первоисточника можно легко угробить невнятным сюжетным построением. Картина неплоха, сама по себе, но при малейшем сравнении ее с оригинальной лентой, недостатки всплывают буквально на каждом шагу и для столь громкого франчайза как «Супермен», это конечно, успехом не назовешь, о чем мы уже можем с уверенностью говорить спустя почти 30 лет после выхода этой ленты в прокат. Франчайз о самом известнейшем из супергероев заглох, не успев толком завестись.
6 из 10