Месть — это блюдо, которое подают весёленьким, судя по Тарантино.Шикарные боевики, содержащие размашистые сцены с боевыми искусствами, вдохновляли молодого Тарантино ещё в годы его работы в видеопрокате. Сам режиссёр не раз заявлял о своём уважении к ним и к гонконгскому мастеру Брюсу Ли лично, который, по сути, и сделал кунг-фу популярной отраслью. Исключительно из этих соображений «Убить Билла» можно считать данью уважения всей Восточной Азии с её потрясающими единоборствами, которые съедают добрую четверть экранного времени в этом фильме. Такой фильм рождает трудностей режиссёру, ранее промышлявшему исключительно криминалом, будь-то собственная работа, будь-то проданные Оливеру Стоуну и Тони Скотту сценарии. «Убить Билла 1» в целом несильно и отличается от «Криминального чтива» или «Прирождённых убийц» в плане жанровом, но куда глубже стремится подделать под азиатскую культуру свой микроклимат. И Тарантино вместе со своей командой проделал поистине немалую работу. На смену пистолетам и автоматам приходят самурайские мечи, соответственно перестрелкам — драки. Значительно преобразилась монтажно-операторская часть, всяких камерных эффектов вкупе с компьютерной обработкой и не сосчитать. Однако технически-хорошее кино не всегда является хорошим в целом, тому могут найти прямые примеры простые зрители пачками. Иногда даже более, чем наполовину, важен сюжет. И тут Тарантино споткнулся…
И ведь в принципе-то в фабуле фильма проблем нет. Некая Невеста, имя которой практически не произносится и тщательно скрывается с помощью какой-то сирены, мстит за побоище на её свадьбе, устроенное неким Биллом. Зачем он это сделал — непонятно. Естественно, устроил Билл резню руками своих бандитов из организации «Смертоносные гадюки», из-за чего Невеста пытается мстить от мала до велика. Да, сюжет не блещет оригинальностью, но и не вызывает расстройства. Квентин Тарантино практически не отличался прежде заумными сценариями из своего блокнота, но их всегда держала на плаву продуманность до мелочей и логичность. Так вот получилась какая-то склейка последних двух факторов. «Убить Билла» — это продуманный бред. В угоду действию пострадал ум. Очень многие экранные действия вызывают вопросы по здравости мысли, отчего получается не маститый боевик, а простенький аркадный. Понятно, что создателям хотелось сделать по-настоящему искусный экшн, но зачем упрощать всё поголовно? От этого похождения главной героини не кажутся никаким триллером, готовым вызвать хлёсткие эмоции. Фильм как-будто сам подстраивается под Невесту и прокладывает ей дорогу из жёлтого кирпича, никогда ей не мешая, отталкивая трудности и мелкие незаурядицы, делая её — обычную женщину, пускай профессиональную убийцу — достойной армии специально обученных бойцов. В фильме, кстати, похожая сцена в японском ресторане будет — восхитительно-абсурдное зрелище, а вместе с ней и многие остальные. Чувство триллера, как и здравый смысл, от подобного хода сюжета пропадает напрочь.
А ведь ранний Тарантино умел не слабо впечатлить зрителя мелкими, казалось бы, ходами. Кто ожидал, что Винса Вегу убьют? Как долго длилось волнение вокруг раненого мистера Оранжевого? И где подобные сцены сейчас? Причём режиссёр совершил некий литераторский скачок по отношению к собственному творчеству, и «Убить Билла» не смотрится как стопроцентно чёрная комедия. Здесь есть драма, самая натуральная. И раскрывается она буквально за несколько минут, месть Невесты — дело не на горячую голову. Примечательно и то, что в ленте действительно каждый герой чем-то да запомнится, хоть медик Бак из клиники и его «Шмаровозка», и коллегии персонажей уделено значительное количество хронометража. Их характеры и цели ясны, но ложка дёгтя опять же в их больных на голову поступках, сделанных из пижонских побуждений и мании величия… ну и в угоду Невесте, кто на их фоне вообще кажется самим совершенством. Всё хорошее здесь явно не в меру. Также отнюдь не впечатляет музыка, которая должна нагнать авторитета к персонажам, но на деле только добавляет гламура.
Хотя дань традиции снимать кино под покровом чёрного юмора Тарантино не нарушил. И тут возникает ощущение правильности происходящего: все эти красочные сцены с отрубленными головами, венчающиеся кровавыми «фонтанами» из тел убитых, отрубленные конечности, сбитые скальпы, душераздирающие крики, удары дверью непременно намекают на главный принцип чёрной комедии — цинизм в отношении к смерти и насилию. Да, Тарантино — маньяк в режиссёрском кресле, способный критиков выставлять рейтинги исключительно 18+, и его любят именно за это. Ради хлеба и зрелищ его герои терпят неведанные мучения, и в данном фильме он ещё больше преувеличил порог человеческой боли — она чувствуется через экран так, как не чувствовалась ранее. Однако в остальных аспектах режиссёр захромал и не дотягивал до прежнего уровня. Диалоги героев утратили былинную привлекательность и радовали изредка. Одни переполнялись философским пафосом, вторые не запоминались, третьи и вовсе бесили: в разговоре Невесты с Вернитой Грин так произносилось унылое и монотонное обзывательство «Сука» в каждом предложении, от лица обеих героинь — невыносимо. Да и с извращённым желанием Квентина видеть женские ступни Умы Турман во всех нужных и ненужных местах контактировать уже противно.
В целом, «Убить Билла» — практически ничем не примечательное, рядовое кино. Да, в нём отлично поставлены бои, но ведь у Брюса Ли получалось не хуже. Почерк режиссёра не изменился: местами краше, местами тусклее. Про месть и подобные вещи к 2003 году было снято немало картин по всему миру. И радует по-настоящему, как уже писалось выше, лишь оператор и человек за компьютером. Роберт Ричардсон — лауреат премии «Оскар-1992» за исторический детектив «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» — вновь доказал свою квалификацию, с помощью порхающей камеры сумев заснять эталонную картинку. А команда, ответственная за визуализацию, создала запоминающийся стиль на любой вкус — от чёрно-белой фильтрации до анимационной вставки. Для Квентина Тарантино это был дебют в новом тысячелетии и первый за 6 лет фильм (после «Джеки Браун»), и впереди он наснимает ещё кучу качественного кино, где сценарий хоть и будет отдавать придурью, но не всегда. Также он поразит и запомнится навсегда уж точно. Возможно, именно безбашенная натура, без внятной логики повествования, не принесла фильму ни «Оскаров», ни «Золотых Глобусов».
6 из 10