Право на МестьВ своей рецензии на фильм «Джеки Браун» я высказал тезис, что творчество Тарантино можно разделить на несколько этапов. И если фильм про чернокожую стареющую стюардессу был скорее переходным произведением, то сага о мстящей наемной убийце завершила это нелегкое переключение между стилями. В чем же собственно заключается различия между ранним и поздним Тарантино? Во-первых, Квентин получил доступ к огромным, практически безграничным бюджетам. Затраты на съемку «Убить Билла», в четыре раза превысили бюджет его классического «Криминального Чтива», что даже с учетом инфляции составляет не хилый прирост. А на что можно раскидать эти деньги? На голливудских пустышек Тарантино тратиться не привык, предпочитая им собственноручно взрощенных актеров. Ровно, как и спускать деньги на пустые спецэффекты тоже не в его стиле. Стало быть, расширение бюджета должно вылиться в нечто весьма стоящее. Так и произошло. В 2003 году, на экраны кинотеатров вышла первая часть дилогии о мстительнице в желтом костюме.
Убить Билла — это уже не «история из жизни», к коим можно было с уверенностью отнести предыдущие творения Тарантино. Новое произведение Квентина это самый настоящий блокбастер. Но данное слово по отношению к «Убить Билла» можно использовать лишь с натяжкой, как и любую попытку классификаций Тарантиновских произведений. Маэстро, формально работая в этом направлении, вновь раздвинул привычные рамки и вышел далеко за их пределы.
Как всем известно, Kill Bill состоит из двух частей. И хотя некоторые критики не признают этого деления, объединяя обе части в одну, я бы этого делать не стал. Первая часть фильма это попытка насытить самую скрытую и самую мощную человеческую страсть — страсть к жестокости. Жестокость без прикрас, то, что встречается в повседневной жизни, мерзко и отталкивающе. Но эстетическая жестокость, насилие, преподнесенное в красивой обертке — это зрелище, которое стоит того, чтобы потратить на него время. И именно умение балансировать на грани между мерзостью и эстетикой, умение давать зрителю то, чего хочет его звериный инстинкт, в нужное время сдерживая подступающие рвотные позывы, и отличает дилетанта от профессионала. «Человеческую многоножку» снял дилетант. «Убить Билла» снял гений. Сцена в японском ресторане — вершина кровавой эстетики. Едва ли другому режиссеру хоть когда-нибудь удастся создать более мощный эпизод.
Еще одним принципиальным отличием первой части «Убить Билла», является отсутствие в этом фильме явного харизматического героя. Харизматического в сугубо Тарантиновском смысле этого слова, что означает героя, настолько цельного и аутентичного, будто кажется, что он действительно бродит где-то по улицам Лос-Анджелеса, а оператор лишь наводит на него камеру в нужный момент. Такой персонаж живет своей жизнью, и каждое его действие на экране не упускается из виду даже самым невнимательным зрителем. Таким был, к примеру, герой Сэма Джексона в «Чтиве». Диалоги этого героя еще долго звучали у зрителей в головах. Но новый фильм Квентина- это скорее боевик, нежели типичный Тарантиновский криминал, и герои здесь все же харизматичны, но своей суровой брутальностью и жестокостью, нежели умением вести диалоги.
И наконец, Убить Билла — это фильм о Японии. Личный манифест Тарантино загадочному востоку. В какой-то степени, эту картину можно сравнить с «Последним Самураем». Если фильм, снятый Эдвардом Цвиком, показал, с чего началась европейская экспансия на восток, то фильм Тарантино рассказал зрителям о том, чем она в итоге обернулась для «страны восходящего солнца».
Подводя итог, начало нового творческого периода непревзойденного Тарантино началось более чем достойно. Однако следует помнить, что Kill Bill состоит из двух частей, и нельзя рассуждать об одной из них, не посмотрев при этом другой. Это все равно, что анализировать второй том Войны и Мира, не прочитав при этом всех остальных. На мой взгляд, первая часть «Убить Билла», это скорее некая прелюдия к более серьезной и качественно наполненной второй части. Не смотря на то, что в фильме ни разу не показано лицо Билла, одних его ковбойских сапог и закадрового голоса достаточно, чтобы ввергнуть зрителя в благоговейный трепет и заставить с нетерпением ждать продолжения.
Hattori Hanzo: Revenge is never a straight line. It`s a forest, And like a forest it`s easy to lose your way… To get lost… To forget where you came in.