Странная история полицейского Биллигейтса и мистера ХэнкаПосле того, как Джима Керри даже не номинировали на Оскар за 'Человека на Луне' (на мой взгляд, Керри был не хуже, а, учитывая сложность исполнения роли реального очень известного человека под пристальным наблюдением фанатов, - даже лучше Кевина Спейси, и отсутствие у Керри хотя бы номинации - одна из самых больших ошибок Киноакадемии), он словно в отместку снялся в двух разруганных критиками фильмах, которые, тем не менее, прыгнули на вершины бокс-оффиса. Конечно, речь о 'Гринче' и 'Я, снова я и Ирэн' (которая, конечно же, Айрин, но какая нашим прокатчикам разница). И, если с первым все более-менее понятно: обидевшая фанатов классического мультфильма аляповатая рождественская феерия неожиданно стала самым кассовым фильмом года в США, и сейчас заслуженно считается классикой рождественского кино, то с 'Я, снова я и Ирэн' - сложнее.
Дело в том, что кинематограф братьев Фаррелли - это такой очень своеобразный вид авторского кино, которое не отличается ни хорошим вкусом, ни чувством меры, ни тонкостью юмора, а отличается большим количеством пошлости, вульгарности, дешевых трюков и дурновкусия, при этом практически все их фильмы имели оглушительный успех у зрителей. Поэтому с фильмами Фаррелли сложно. На мой взгляд, их лучший фильм - их первый фильм 'Тупой и еще тупее' (разумеется, не берем в счет сольный проект Питера Фаррелли - 'Зеленую книгу'). В 'Тупом' братья только прощупывали почву, осторожничали, и, хотя в фильме тоже, скажем так, пахло не фиалками, тем не менее, это один из самых смешных фильмов 90-х - в меру сортирный, но где надо - вполне остроумный, да еще и с одним из лучших комедийных дуэтов всех времен!
Развязанные немыслимыми кассовыми сборами 'Тупого и еще тупее' руки новоиспеченных хитмейкеров принялись печь кинопироги один за другим, все больше педалируя на скабрезные шутки и тошнотные сцены с физиологическими подробностями, как то: мочеиспускание, семяизвержение, дефекация, рвота и т.д. Плюс у братьев особенная любовь к расистским шуткам и чернушным юморескам про всякие физические недостатки, в их фильмах всегда есть какие-нибудь карлики, альбиносы, слепые, инвалиды-колясочники, ампутанты и прочие весьма уважаемые люди, не будь они использованы в часто довольно-таки отвратительных шутках, ну, и не забываем про дохлых животных, к которым 'лучшие комедиографы Америки' тоже питают нездоровое пристрастие.
Заметьте, я не говорю, что это плохо. Черный юмор, грубая эксцентрика мне нравятся, не против я и дурновкусия, если...если оно сделано со вкусом. Гениальный Мэл Брукс частенько грешил шутками ниже пояса, не гнушались подобным и Стив Мартин с Чеви Чейзом в своих ранних фильмах, но у них это было весело и невинно. У братьев Фаррелли, в частности в этом фильме, юмор становится часто злобным и неприятным, как плевок в лицо.
И, если в 'Тупом' и 'Заводиле' таковые моменты были эпизодическими, то во 'Все без ума от Мэри' и 'Ирэн' стало понятно, что болезнь прогрессирует. При этом нельзя сказать, что фильм не смешной или плохой. Просто он очень неровный. Есть эпизоды, на которых хохочешь, а есть места, где испытываешь испанский стыд. И жалко, потому что если с братьями Уайнс, например, все понятно, у них фильмы целиком из скабрезностей и это надо принимать или нет, то про братьев Фаррелли можно сказать, что это очень талантливые люди, которые просто, стреляя, не особенно целятся.
По стилю - это все то же любимое Фаррелли роуд-муви, как в 'Тупом' или 'Заводиле' с двумя идиотами (здесь два в одном) и красивой девушкой по Америке с попаданием в дурацкие ситуации под легким криминальным соусом. Джим Керри, который во многом спасает положение, ибо умеет быть на экране невинным даже в самых непотребных ситуациях и, что важнее, умеет делать их смешными, - хорош! Да, этот фильм не дал его карьере ничего нового. Он снова и снова продолжает тему 'Маски' - неплохого человека, который волей каких-то волшебных сил становится кем-то другим, и, только избавившись от этого дара (или проклятия), обретает мир с самим собой и миром. Это не только 'Маска', но и 'Бэтмен навсегда', и 'Лжец, лжец', и 'Гринч', а квинтэссенцией этой темы стал, как ни странно, Человек на Луне', где грань между настоящим Энди Кауфманом и его маской практически стирается.
Здесь Джим прекрасно изображает доктора Джекила и мистера Хайда, пародируя в роли Хэнка 'плохих мальчиков' из золотой эры Голливуда, за секунды перевоплощаясь из одного характера в другой. Дерется с самим собой, много и активно гримасничает, в общем, делает то, за что его не любит половина мира и обожает другая половина. Ничего глубокого и серьезного, но очень смешно.
Рядом с ним - очаровательная Рене Зеллвегер, ныне серьезная актриса о двух Оскарах, а тогда - после 'Джерри Магуайера' это был ее второй хит. Рене прекрасно оттеняет безумствующего Керри своей какой-то очень положительной энергией, мягкостью, добротой и трогательностью. Кроме того, между ней и Джимом действительно есть искра, и наблюдать за ними очень интересно.
Среди эпизодников много разномастных звезд 'эротического кино' - это, видимо, такая внутренняя шутка, когда в один фильм суют и порнозвезд и, например, Роберта Форстера и Криса Купера. Есть даже Анна Курникова, 2-х секундное появление в фильме которой, помнится, по российскому тв подавали чуть ли не как 'начало великой голливудской карьеры'. Очень хороша троица 'детей' персонажа Керри - три здоровенных черных жлоба, объясняющихся на сленге, но при этом весьма интеллектуальных. Их линию в фильме следует признать наиболее удачной!
В общем и целом, фильм оставляет двоякое впечатление. Определенно, я бы вырезал некоторые шутки и ситуации, определенно, над сценарием стоило бы поработать получше - не только из-за плохих шуток, но и нестройного повествования, часто довольно вымученно приклеенных друг к другу эпизодов. С другой стороны, фильм подарил нам интересный актерский дуэт Керри и Зеллвегер, показал не худшую историю о раздвоении личности. Иногда создатели ленты чрезмерно прямолинейны и попросту омерзительны, а иногда лента очень смешная. При этом братья Фаррелли умудряются сохранять какую-то поистине детскую симпатию к парню-неудачнику и по-детски радоваться же, отдавая ему в руки красивую девушку в привычном, но не приторном хэппи-энде. Вроде как плюют в зрителя и сами тут же бегут вытирать собственные плевки и утешать обиженного хорошими шутками. Ну а насчет Керри я уже говорил - больше ни один актер в мире не может быть одновременно таким отталкивающим и таким милым.
P.S. Было бы очень интересно соединить сегодняшнего Керри с сегодняшним Питером Фаррелли, уверен, результат был бы очень достойным.
8 из 10