Где духовность?Павел Лунгин - выдающийся российский режиссер. В его фильмах идет психологическое исследование души человека. Размышления о стране. Он режиссер великого фильма 'Остров', который является величайшим фильмом о вере, искуплении и покаянии. Режиссер фильма 'Царь', где исследуется психологическое состояние, политика человека, вставшего во главе государства. Его грехи и покаяние.
В 1990 году, в эпоху перемен, Павел Лунгин поставил свой дебютный фильм 'Такси-блюз'.
Обратим внимание, что название фильма состоит из двух частей: такси и блюз. С одной стороны такси - как символ обыденности, заработка, который доступен многим мужчинам.
С другой стороны блюз - музыкальное направление, склонное к минорным тонам. Два понятия столь различные друг другу, выступающие на контрасте.
В фильме и идет речь о двух людях: таксисте Шлыкове (Петр Зайченко), крепком и сильном мужчине, который регулярно качается в своей квартире. Он выступает, как символ поколения людей, зарабатывающих на жизнь обыденным физическим трудом, доступным массам. Для него характерны мужская сила воли, крепкое, накаченное тело, грубоватость.
Второй человек - это Алексей Селиверстов (Петр Мамонов)- музыкант. Петр Мамонов ранее сыграл в фильме 'Игла'. Но вообще у режиссера П. Лунгина и П. Мамонова, как актера была дальнейшее творческое плодотворное сотрудничество. Актер исполнил главные роли в фильмах режиссера 'Остров' и 'Царь'. В фильме 'Такси-блюз' Петр Мамонов сыграл музыканта, исполняющего грустную мелодию. Он астенического телосложения, в отличие от крепкого телосложения Шлыкова. Он не имеет постоянного заработка, постоянно недостаток денег, нищета, невозможность найти стабильную работу. Он музыкант, творческая личность, но ему непросто приспособиться к окружающему миру, зарабатывать.
Два разных противоречивых характера, которые сошлись одним вечером во время поездки в такси.
Что показано в фильме? Серость улиц, интерьеров помещений. Купание в ванной. И главный недостаток - пьянство, иногда пьянство с женщинами. Смотреть это непросто, тяжело. Но тут уже выводится творческий стиль Павла Лунгина: мрачноватость, пасмурная погода, которая сопровождается несколько пониженным настроением: таковы фильмы 'Олигарх', 'Остров'. Может это постмодернизм. Сложности в новом времени. Непонятно - как жить, что дальше. Поэтому герои ведут тот образ жизни, который они ведут. Практически нет труда, работы, трудового энтузиазма.
И с одной стороны П. Лунгин показал, возможно то, что было, возможно то, что не прошло - безгеройное время, сложности с трудом, с работой, поиски себя, путаница, где 'истина в вине'.
А с другой стороны - тут нет позитива, которого жаждет душа. Нет выхода. У нас есть человек труда, есть человек искусства, а где же духовность? Духовные искания уровня возвышенности прозы Ивана Бунина, философии Николая Бердяева, живописи Иисака Левитана, поэзии Александра Блока. Неужели не было и нет этой духовности? Возможно, ведь, она была в то время и есть сейчас. Хочется ее увидеть, разглядеть, прочувствовать.
7 из 10