Деньги и связи нас уберегут: История богатых евреев в фашистской ИталииВ 1970 г. лента 'Сад Финци-Контини' наделала много шума. Фильм завоевал Оскар как лучший фильм на иностранном языке, получил премии BAFTA и Золотой глобус, а также приз на Берлинском кинофестивале.
Это картина, срежиссированная на закате жизни прославленным основоположником итальянского неореализма Витторио Де Сика ('Похитители велосипедов', 'Умберто Д.'). Она основана на одноименном романе Джорджо Бассани и занимает особое место среди других кинолент не столько благодаря визуальной составляющей и поставленной в центр повествования любовной истории героев, сколько глобальной и вечной теме, которую абсолютно не принято освещать.
'Сад Финци-Контини' погружает зрителей в мир Италии 1938-1943 годов. В стране уже установились строгие правила в отношении евреев, фашизм набирает обороты, Бенито Муссолини у власти, а в соседней Германии установился нацистский режим. Шаг за шагом, постепенно евреи привыкают все к новым и новым ограничениям. Но... но главные герои фильма закрывают на них глаза. Они богаты и влиятельны, у них есть связи в партии и большинство запретов они могут безболезненно обойти.
Евреям запретили учиться в университете? Ничего страшного - они отправятся за рубеж и защитятся там. Их изгнали из публичной библиотеки? Ничего страшного, в огромном поместье аристократов Финци-Контини есть своя библиотека - они отправятся туда. Евреям запретили посещать теннисный клуб? Они соберутся в прекрасном саду Финци-Контини и продолжат играть там. Им запретили иметь слуг? Ну что ж, запреты для того и созданы, чтобы их нарушать...
Приспособленчество и убежденность в том, что деньги и влиятельные связи всегда оберегут их от неурядиц, которые преследуют рядовых евреев - это то, что составляло основу жизни богатых евреев, живших в то время в Италии.
Витторио Де Сика не ставит им в укор бездействие и упорное желание не видеть того, что происходит вокруг. Он лишь с грустью и печалью демонстрирует к чему это привело и своим фильмом 'Сад Финци-Контини' как бы призывает: 'Не забывайте, пожалуйста, этот урок.' Не искушайтесь верой в незыблемость своего личного благополучия, не отгораживайтесь от мира высоким забором, вы все равно останетесь частью окружающего.
'Сад Финци-Контини' - очень мощная лента. Она притворяется обыденной историей о любовных перипетиях и задвигает на задний план все самое главное. Но тем сильнее она бьет героев и зрителей по лицу, когда резко завершает повествование кадрами выдворения богатеев из их роскошного поместья и скидывает их в беспомощную и безликую кучу евреев, лишенных абсолютно всех прав и свобод.
Витторио Де Сика всегда был мастером переноса реальной жизни на кинематографическую пленку без прикрас. 'Сад Финци-Контини' тоже снят в рамках итальянского неореализма. Но хоть этот фильм и реалистично снят и основан на реальном прошлом, его просмотр вызывает ощущение, что ты смотришь какую-то фантастическую антиутопию. Эдакая история об ужасном будущем, которое на самом деле уже было в прошлом.