Великая сила«Чем больше сила, тем больше и ответственность» (с)
К концу 90-х началу 2000-х. экранизации комиксов стали пользоваться большим спросом, и в 2002-м настал черед Человека-паука. Впервые перенес персонажа на большой экран автор «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми. И с выходом новой части я хочу вспомнить каждый из фильмов данной серии, начиная с «Человека-паука», ставшего первым фильмом который я увидел в кинотеатре.
Жизнь обычного студента Питера Паркера резко меняется во время экскурсии по лаборатории. Укус паука меняет ДНК Питера и наделяет его сверхчеловеческими способностями. Его физическая сила и ловкость значительно увеличиваются, а также он получает способности взбираться по вертикальным поверхностям, создавать органическую паутину и «паучье чутье» — навык, позволяющий предвидеть опасность и быстро среагировать. Поначалу Паркер использует свои способности ради личной выгоды. Но когда дядя Питера Бен погибает от руки преступника, которого тот в свое время отказался остановить, главный герой осознает всю ответственность, которую требует его дар. Взяв имя Человек-паук, он вступает в борьбу с преступностью и злодеем Зеленым гоблином. Главным достоинством Человека-паука, собственно, как и большинства фильмов Сэма Рэйми заключается в атмосфере. Фильм едва начался, а вы уже чувствуете, как режиссер уловил стиль комикса. Рэйми удачно совместил юмор, драму и экшн, неотделимые от этого персонажа, подробно поведав о его становлении героем.
Я знаю, что многие считают, что Тоби Магуайр не подходил на главную роль. Его обвиняют в том, что он излишне сантиментален и неловок. Но я не вижу в этом проблемы, ведь именно таким Питер Паркер был в самых ранних комиксах. Мне нравится то, как Магуайр показал трансформацию от хилого и робкого школьника в героя. Пусть он не идеальный исполнитель этой роли, но я считаю его достойным исполнителем. Кирстен Данст также сыграла неплохо, но хотелось бы, чтобы их любовная линия с Питером/Человеком-пауком была лучше развита. Даже если Магуайр и Данст не закрепили образы за собой, то один актер все же сделал это. Дж. К. Симмонс был просто бесподобен в роли Джоны Джеймсона. Этот персонаж абсурден в своей неприязни к Человеку-пауку, а Симмонс внес необходимый элемент комедии в фильм. Но лучший актер фильма — это, конечно, Ульем Дефо. Он сыграл не одного, а двух персонажей и сыграл великолепно: с одной стороны, он был цивилизованным Норманом Озборном, а с другой — совершенно диким и непредсказуемым Зеленым гоблином — воплощением всего худшего, что есть в Нормане и реализует его тайные желания. Дефо не только одинокого хорошо воплощает обоих Озборна и Гоблина, он способен мгновенно и правдоподобно переключатся между ними. Одна из причин, по которой мне нравится этот злодей, это то, что он пытается не физически уничтожить главного героя, он пытается склонить его на свою сторону.
Также хотелось бы отметить три очень интересные эпизодические роли. Как и в большинстве экранизациях Marvel, здесь появляется создатель Человека-паука и многих других персонажей Marvel Стэн Ли. Во вторых противника Питера на ринге играет легендарный рестлер Рэнди Сэвидж. И, конечно я не забыл о постоянном актере Рэйми Брюсе Кэмпбелле, он же Эш. Здесь Брюс сыграет ведущего, который, по сути, даст имя главному герою.
Даже визуальная часть фильма сохранила чувство, близкое к комиксу. Кадры яркие и красочные. Спецэффекты хорошо держатся даже по сей день. Сцены полета временами создают эффект присутствия. Здесь даже нашлось место для визуальных отсылок к предыдущим фильмам Рэйми, особенно ближе к концу, когда действие перемещается в полуразрушенное поместье. Особенно наблюдательные могли заметить «камео» желтой машины из «Зловещих мертвецов.» Было очень здорово увидеть костюм Человека-паука на большом экране в первый раз. Но костюм гоблина не может не смущать. Одной из лучших черт этого злодея в комиксах была его мимика, но маской из этого фильма он лишен ее. В детстве она казалась мне жуткой, сейчас я не воспринимаю ее всерьез. Насколько я знаю, ранняя маска была основана на аниматроники, то есть была подвижна, и этот образец до сих пор существует. Мне не дано понять, почему от него отказались в пользу того, что мы получили здесь.
Лично для меня главным достоинством фильма является саундтрек Дэнни Элфмана. Он передает всю суть Человека-паука, его боль, героизм и борьбу. Признаться честно, это моя любимая робота композитора.
Итог:
«Это мой дар, мое проклятье. Кто я? Я — Человек-паук.»
Чаще всего, когда я пересматриваю фильм, который нравился мне в детстве, я задаюсь вопросом: «Как мне вообще могло это нравиться?» Но с этим фильмом ничего подобного не произошло. Даже спустя больше десяти лет этот фильм нравится мне все также. Это увлекательное приключение с солидным актерским составом, великолепной визуализацией и запоминающимся саундтреком от Элфмана, а также — это прекрасный дебют Человека-паука на большом экране. Но, посмотрев этот фильм, я и представить не мог, что дальше станет только лучше.
9 из 10