Новые временаФильм «Дива» Жан-Жак Бенекс, 1981 год. Экранизация романа швейцарского писателя Дэниэла Одье. Говоря об этой ленте, стоит наверное сделать акцент не столько на самой работе французского режиссёра, сколько на кинематографе 80-х в общем. Ещё за год до картины Бенекса, выход другого французского фильма — «Бум» лопающимся пузырём жевательной резинки ознаменовал начало «новой эры», не только французского, но и континентального европейского кино в целом. Наступила эпоха: роликов, плееров, компьютерных игр. Скорости жизни увеличились, а молодежь сделала свой первый шаг в виртуальную реальность.
Бенекс продолжил эту линию, завязав её не только на культуре тинейджеров, но и идя дальше, невольно предсказывая тотальное наступление глобализма (персонажи «Дивы» живущие в центре Парижа — азиатка и нергитянка), а следовательно проблемы эмиграции (то чем пестрит фестивальное кино последних лет 10-ти).
Необарокко, постмодерн — всё это только термины, но водораздел уже был пройден. «Новая волна» 60-х и интелектуально-эротический кинематограф 70-х остались в своих десятилетиях, на смену им пришли иные ракурсы новоромантического нью-вейва. Соединение высокого искусства и китча, стало стилем целого десятилетия (но ведь «здоровая безвкусица» возведённая в моду — это вообще основная черта 80-х).
«Дива» — это мозаичное панно, где каждый кадр, словно плитка уложен в единую фантастическую систему. Режиссёр декорирует свою работу изысканными деталями: вот странный гаджет, а вот кремовое ретро-авто и это не говоря про карикатурность второстепенных персонажей, колорит которых затмевает «дисфактурность» главных героев. Всё это удачно соседствует в формате постиндустриального «чёрного триллера», а Бенекс как ярый киноман рассыпает по фильму ворох аллюзий на галльскую кинокласcику.
«Дива» — фильм дебют. Но дебют дебютом, а сам режиссёр, так и останется в восьмидесятых. Угробив в 92-м году на съёмках своего «Острова мастодонтов» Ива Монтана, он бросит снимать, уйдя в документалистику и рекламу. Вернувшись, уже в новом тысячелетии, с редкостной чушью нуар-комедией «Приключение трупа», он продемонстрирует что разучился снимать окончательно.
8 из 10