Хромосомы для картошкиКогда я посмотрел этот фильм, мне было 22, у меня на руках по 5 пальцев, в деревне у моей бабушки 15 уток и 1 кролик, который издох, 22+10+15-1=46/2 = 23! О, ужас!
У человека 23 пары хромосом. А у картошки - 48. Значит ли это, что картошка умнее людей, поскольку она не засирает себе мозг числом 23?
Шекспир родился 23 апреля 1564 года, умер 23 апреля 1616-го. Никто толком не знает, когда родился и умер Шекспир - эти даты придумали для удобства. С Пушкиным, кстати, число 23 состыковывается плохо. Значит ли это, что на кучерявых число 23 не влияет?
На свете 23 вида крокодилов. И всего 2 вида панд. Значит ли это, что панду труднее использовать в египетской мифологии?
Курт Кобейн родился в 1967 году (1+9+6+7=23), а умер в 1994 (1+9+9+4=23). А Фредди Меркьюри нет. Значит ли это, что число 23 не любит геев?
Этими и другими вопросами занимается фильм 'Число 23', который российские прокатчики, дабы добавить названию саспенса, обозвали 'Роковым числом 23'.
Очевидно, что
Джиму Керри было тесно в рамках комедии еще в 90-х и он искал роли, которые смогли бы оторвать его от намертво прилипшей '
Маски'. У него это с блеском получилось, и с конца 90-х он с успехом чередовал усердное комикование в хитах
Фаррелли и Шэдьяка с блестящими трагикомическими и драматическими работами в фильмах выдающихся мастеров, вроде
Уира и Формана. Почти сразу стало ясно, что
Керри - быстро растущий и глубокий актер, способный далеко не только на роли карикатурных неудачников, злодеев и идиотов. И, пожалуй, даже больше того -
едва ли не главный актер своего поколения, совершивший в карьере наиболее удивительные метаморфозы, до которых далеко и
Питту, и Крузу, и Кейджу.
Сыграв роли, которыми может гордиться любой актер, в начале 2000-х Керри снова оказался на распутье. И попалась ему роль в триллере
Шумахера. Если не вспоминать '
Бэтмена и Робина', Шумахер - очень хороший режиссер, прекрасно владеющий мастерством создавать на экране тревожную и манящую атмосферу, психологически точные и правдивые портреты, и находить в хороших людях 'темную сторону'.
Мастеровитый
Шумахер и блестящий
Керри, прекрасная
Мэдсен, не очень большой, но вполне подходящий жанровому фильму бюджет, небезынтересная тема одержимости нумерологией, вполне захватывающий сюжет. Пожалуй,
Фернли Филлипс,
сценарист-дебютант, в этой стройной цепи оказался
самым слабым звеном. Конечно, за фильм прежде всего в ответе продюсеры и режиссер, это они утверждают сценарий, они отвечают за монтаж, они - причина густоты и ядовитости слюны, которой критики оплевали эту картину.
'
Число 23' не то, чтобы плохой фильм. В нем есть отличные моменты, местами напряжение нагнетается очень умело, актеры в большинстве кадров не подводят и выполняют свои задачи,
эффектно кислотные тона создают необходимый фильму неприятный, отталкивающий колорит.
Но все это работает лишь наполовину. Одна из проблем фильма, которая часто встречается у триллеров и ужастиков - то, что
они стараются казаться умнее, чем они есть, старательно уходят от своего жанра, обманывают зрителя.
Не такую уж сложную интригу Шумахер все время
пытается выдать за такооой секрет, такую ТАЙНУ, все время накручивает, путает, петляет, а в итоге подкладывает обычную
фигу в кармане, хорошо выученную по
шьямалановским опусам.
Сказать Шумахеру нечего, и это очень хорошо видно. Магия числа 23 не настолько всеобъемлюща, чтобы на ней можно было строить весь фильм, а остается в итоге докручивать напряжение рваным монтажом, псевдоумными кадрами и странными персонажами, которые совершают дебильные поступки, уводя сюжет в сторону.
В выдающемся '
С меня хватит!' не нужно было никакого рваного монтажа и изрисованных числом 23 комнат, чтобы нервы дрожали, как натянутые струны. Там была самая настоящая тревога, идущая от жажды человеческой справедливости, от симпатии к герою, от того, как играючи частное разрасталось до размеров общего и трогало каждого зрителя. Проблема 'Номера 23' в том, что
он лишь старается казаться напряженным, и создает это напряжение освещением, декорациями, костюмами, но только не внутренним содержанием и не внятной историей. Все равно как если бы вам дали книжку с вампиром на обложке, под которой скрывался бы 'Колобок'.
В 'Числе 23'
нет ничего 'рокового', 'дьявольского', 'философского'. Попытки подвести банально глупые передергивания с цифрами к чему-то планетарному, судьбоносному и макабрическому обречены на провал - слишком мелко плавает фильм, и суета с цифрами не увлекает, а скорее раздражает напускной серьезностью.
Это как если бы зрителю показывали палец и говорили: 'Видишь, палец?' 'Ну, палец и чо?' 'Как же? Это же ПАЛЕЦ! Пааалец! П-А-Л-Е-Ц! Вот он какой!' И тыкать им в морду слушателя, пока он не начнет подозревать, что у обладателя 'особенного' пальца из особенного - только проблемы с головой.
Кроме того, фильм
хромает в динамике и неоднократно проседает по причине своей невыстроенности и несобранности. Что касается
Керри, то он очень старается, но проблемы его персонажа кажутся опять же такими надуманными, что сострадать ему получается с большой натяжкой. А ведь он мог сделать фильм ироничным и глубоким, но, судя по всему, текст не предполагал ничего подобного и в итоге получилось просто скучно и до невозможности претенциозно.
Своей
эстетикой картина тяготеет к '7' Финчера, но Шумахеру и Керри банально не хватает материала, чтобы вылечить фильм от сценарного бессилия. Спасти его они пытаются
мрачной 'неонурностью' кадра, вниманием к деталям, необычными ракурсами, болезненными декорациями, но, в целом
картина взывает к вере зрителей в число 23 и нужно очень много веры, чтобы этот фильм стал действительно 'параноидальным', как его окрестили в рекламной компании. Если всей этой шизофрении поддаться, то, возможно, легковерному зрителю и вправду снесет крышу. Плохо, что
детальному анализу фильм лучше не подвергать - есть риск наткнуться на кучу логических нестыковок и нелепостей, которые моментально ухудшат к нему отношение.
Тем не менее, критики отнеслись к этой картине чересчур серьезно. Им не предлагали нового 'Сияния' (хотя что там, критики когда-то и 'Сияние' пытались уничтожить), и вряд ли планировался грандиозный успех. Фильм нормально отработал в своей нише, подобных картин на самом деле много, проблема скорее
в завышенных ожиданиях, на которые толкают такие люди как Шумахер, Керри и Мэдсен. Кажется, столь необычная связка должна была породить нечто уникальное, а сварила съедобную кашу, которая, к сожалению, сама уверена, что она так же хороша на вкус, как и на вид.
7 из 10