Если быть правильным параноикомЧисло 23 правит мною. Когда я подумала: «Когда же это закончится?» до конца фильма оставалось 23 минуты. Завтра 12 сентября, а сегодня — 11 сентября: 11+12=23. Я работаю в 69-м доме: 69=23*3. Мне в конкурсе «Кинопоиска» выпал фильтр «сотня» (фильм, в русскоязычном названии которого есть целые числа от 10 до 99 или образованные от них слова): 100=92+8, 92=23*4, 8 — это 2 в кубе, т. е. 2 в степени 3. Если взять последние 5 цифр моего профиля, то их сумма равна 23. На лестнице между этажами у нас по 23 ступеньки. На счету мобильника осталось 23 рубля. Аааа!
Паранойя — это весело и увлекательно, тебе всегда есть, чем заняться, о чём думать, что себе представлять. Если в кадре параноит Джим Керри, то это ещё интереснее, ибо его мимика покажет больше, чем все слова сценариста. Если старина Джим делает это под бравым руководством Джоэля Шумахера, то паранойя приобретает психологический характер, когда все вместе сходят с ума и увязают в идее. Если Джоэль Шумахер покушается на числа, то паранойя приобретает весьма логический обоснуй и тянет его на сторону синдрома поиска глубинного смысла (или проще говоря СПГС).
Да, весь фильм — это сплошной СПГС, направленный только на одно — найдите в кадре число 23: Лаура умерла в 23 года, на номере автобуса и авто одного из героев есть число 23, цифры 2 и 3 мелькают повсюду, зачин картины начинаются с 23 декабря (и многое другое).
Так о чём же кино? Вы разве не поняли из названия, что главный герой и вздохнуть не может без коварного числа, которое гонится за ним не хуже маньяка с ножом из нуарных романов? Это в научной жизни, кстати, называется апофенией — немотивированное видение взаимосвязей, сопровождающееся характерным чувством неадекватной важности. А Карл Густав Юнг ухмыльнулся и сказал бы, что всё это синхрония и игры разума. Собственно, о них и речь. Полное проникновение в книгу, идентификация себя с главным героем: параллели, мелочи, повадки, мечты. Биография. Не похожа? Или похожа? Сумасшедший с апофенией от числа 23 или видящий глубже и больше, чем остальные? Вопросы-вопросы-вопросы и только догадки на фоне детективного сюжета. Эти врезки, кстати, стильные: почти «Город грехов» Родригеса, только без поразительного хрома.
Я уверена, что картина придётся по вкусу людям, чьё мироощущение подобно гравюрам Альбрехта Дюрера: великое пространство мысли и идей, которые можно описать формулой и векторами. Надо запомнить телефон? Здесь — числа Фибоначчи, тут — квадрат простых чисел, дальше — стандартное «Пи», и, наконец, день рождения Пушкина (вы же все помните, когда появился на свет «наше всё»?). Строгий порядок есть даже в хаосе. Так что в «Роковом числе 23» можно увидеть и тонкую психологичную семейную историю помешательства, и вкусить истины, что человек сам управляет своей судьбой, и проникнуться магией 23, искать знаки. Или посмотреть совсем уж незамутнённым взглядом и разглядеть среди одержимости и крови очень трогательную заботу о любимом человеке.
А теперь поприветствуем глубинный смысл! В моём отзыве 448 слов (было до этого абзаца), 448 — это 4 и 48, где 4 — это 2 и 2. Из 48 вычитаем 2 и делим на 2, получаем 23. Если выделить каждое 23 слово (и ошибиться пару раз, как я), то получится: «в них у что старина идее проще не так за чувством полное 23 город мысли наконец роковом искать в 2». Роковые 23: искать в них мысли и идеи, наконец, не так проще, что [искать] чувства у двух старинных полных городов. Эта рецензия заряжена сакральным смыслом! Читайте её утром и вечером.
NB: психические расстройства и Джим Керри в комплект не входят.