'Алиса в Зазеркалье' - это, если подумать, не просто душевное прощание с киношной Вселенной, снятой по сказкам Льюиса Кэрролла (и глядя на сборы второго фильма, прощание, скорее всего, уже определённое на годы вперёд), но и, лёгкое махание ручкой целому поколению вообще. В особенности, прощальная роль для молодой актрисы Мии Васиковской, которой уже почти двадцать семь, а это значит, что играть в маленьких девочек она уже вряд ли сможет в силу возраста (даже если хочется). И тем ярче прорисовывается основная мораль на фоне развернувшейся в сиквеле истории.
Второй фильм серии, как и полагается, фееричен (хотя, хотелось бы пофееричнее), ярок, обаятелен и ершист. Но что важнее, он стал более остроумным, философским и даже взрослым, в какой - то мере. Сменивший в режиссёрском кресле Бёртона Джеймс Бобин дров, отнюдь, не наломал, а сделал всё по канону, аккуратно и как требовали обстоятельства. А именно, повзрослевшей Алисе и история чуть взрослее. Справедливо, согласитесь.
Нет, нет. Кино отлично подойдёт и для детской аудитории со своим богатым набором ярких сочных красок, харизматичных милых (и не очень) персонажей, красивых качественных декораций и спецэффектов. Но хорошо и то, что лента подойдёт также и зрителю, который не просто желает немножко помечтать и отдохнуть перед экраном, а любит и умеет читать между строк.
Время - оно никого не щадит, его не обманешь, с ним не договоришься, а все наши часы, минуты, мгновенья - это его дары. Что ещё можно добавить к такому справедливому высказыванию? Ничего. Всё так. Часики тикают, люди взрослеют, жизнь течёт стремительно, её нельзя застопорить на каком - то моменте. Люди взрослеют, а сказки в своей жизни порой очень хочется, независимо от пола и возраста (только сказки могут быть разные). Вот и образ Алисы в продолжении находится где - то на перепутье - сделать уверенный шаг во взрослую жизнь, или ещё зацепиться в фантазиях, потешиться детской инфантильности, потому что там интереснее, чем в реальности. Вся философия фильма совсем не сложна, она лежит на поверхности, но полезна. Можно сказать, что кино как для вечных детей, так и про них же самих.
В сказке нашлось место (и время) и детской наивности, и доброй сентиментальности, и энергичному расчётливому юмору (особенно доставила сцена, где Шляпник и компания подкалывают Время за чаепитием), и поучительным моментам. Под замечательную мелодичную музыку, написанную Дэнни Элфманом, наблюдать за всем этим - чистое удовольствие. И хотя, порой, ловишь себя на мысли: 'А не староват ли я уже для Зазеркалья и его обитателей?', но это процессу не сильно мешает.
Колоритен Барон Коэн в своём важном ключевом образе, доставляет загримированный нестареющий безумец - Депп, выделяется ярким пятном на холсте Хелена Бонем Картер. Что до Васиковской, то повзрослевшая девушка, которая честно старается быть убедительной, на самом деле, хорошо отражает общий посыл картины. Прощающаяся с жителями Зазеркалья, ведущая душевный разговор с самим Временем, она словно говорит зрителю: 'Прощайте, ребята! Здесь вы меня больше не увидите! Я стала взрослой!'. Но не всё так беспросветно и категорично, как может показаться на первый взгляд.
- О, Шляпник! А ведь мы можем больше не увидеться.
- Милая Алиса! В замке фантазий, там где живут мечты, мы с тобой ещё не раз увидимся.
- Но ведь мечты - это не реальность.
- Кто отличит одно от другого?
Картина, тем самым, нещадно спекулирует на впечатлительных вечных детях и их эмоциях, одурманивает, но и, успокаивает их. Да, когда - нибудь мы все вырастаем, стареем, обзаводимся взрослыми проблемами и морщинами, идём к завершению, но верить в сказку не просто можно, а нужно и, иногда, полезно. На этой ноте история логично завершается, оставляя зрителю приятное послевкусие.
'Алиса в Зазеркалье', по правде говоря, получилась даже лучше оригинала. Не лишившись визуальных украшений и исполнительских фишек, выразительной трогательности, особенного для придуманной Кэрроллом Вселенной обаяния, она обрасла новыми подтекстами и моральными поучениями для разных возрастов. Ценности всё те же - семья, дружба, отвага. Но разве они должны быть другими в идеале, ребята? Пусть, хотя бы, в сказке, если в жизни с этим всё обстоит сложнее. Когда - нибудь, через пять лет, или двадцать пять, когда нынешние дети уже подрастут, Голливуд непременно вернётся к Вселенной, подыщет новую молодую актрису на роль Алисы и вернёт сказку на экраны. А мы её, вполне возможно, с удовольствием посмотрим, порадуемся детской наивности, вспомним что - нибудь приятное из прошлого, независимо от того, сколько нам будет лет - сорок, пятьдесят, или больше. И это, я думаю, будет правильно. А кто не согласен, тот вредный смурной ворчун.
8 из 10