Новая кинолента, повествующая о приключениях знаменитой сказочной героини, вышла неоднозначной. С одной стороны, необходимость сиквела «Алисы в стране чудес» была очевидной сразу после выхода фильма в 2010 году, хотя бы по причине успеха экранизации и наличия литературного источника в качестве продолжения. В то же время, много кем осуждаемая смена режиссера сама по себе весьма сомнительна: Тим Бертон не был бы Тимом Бертоном, если бы его можно было легко заменить без вреда для будущего кинопродукта.
Дело даже не в том, что Джеймс Бобин гораздо менее опытен, чем его предшественник на посту режиссера. Но лента Бертона была хороша своей необычностью, странной, но очаровательной смесью детской сказки и готического фэнтези —
такую Алису мы еще не видели. Поэтому «Зазеркалье» изначально было обречено на то, чтобы стараться дотянуть до уровня первой части, сохранить стиль, и вместе с тем не быть скучной копией.
На мой взгляд, это не совсем получилось. Сюжет фильма заметно отличается от книжного оригинала, что по идее должно делать его интересным, но этого не происходит. Если книги и первая часть состоят из удивительных, сумасшедших сцен, сливающихся воедино, то данный фильм имеет, как и большинство дорогих фэнтези, одну заезженную сюжетную линию (в данном случае, путешествия во времени с целью спасти семью Шляпника) и пару ответвлений. Таким образом, сюжет мало чем мог удивить зрителя.
Что же с атмосферой? Лента показывает мрачную, как на вид, так и по сути, реальность, и приторно-яркую, как фабрика Вилли Вонки, Страну чудес. Однако, в этой стране уже нет безумия, нет того самого «все страннее и страннее», что бы там не шептала Алиса — все герои, знакомые нам по первому фильму, ведут себя абсолютно нормально, насколько в этом можно убедиться по их непродолжительному присутствию на экране. Самой Алисы в кадре чуть больше, но в основном она просто наблюдает за происходящим в определенной сцене, а поняв, что все пошло не так, как нужно, бежит к некой машине времени, именуемой Хроносферой, и перемещается в другую локацию, чтобы заняться тем же. Это делает фильм похожим скорее на компьютерную игру, чем на кино, а наблюдать за игрой со стороны не всегда интересно.
Получается, фильму даже не нужен главный герой. Все два часа посвящены тому, чтобы рассказать предсказуемую историю и отрывками раскрыть образы обеих Королев и их взаимоотношений, чтобы в итоге все закончилось на удивление хорошо для фильма, где главная героиня посередине повествования внезапно приходит в себя в психиатрической больнице, чтобы потом снова нырнуть в пучину сказочных приключений.
В общем, смысловая составляющая вышла слабой. Слабая мотивация героев, слабый сюжет, слабый юмор (хотя местами и смешной), слабая популярная философия про важность времени, которая была бы неплоха, не тверди персонажи её всё время.
Картинкой же фильм был хорош и ярок, нисколько не уступая первой части, актеры тоже гармонично смотрелись на своих местах, а музыка очень подходила к каждой сцене. В плане реализации все было действительно замечательно, не считая непонятного грима Шляпника, непонятной шляпы Шляпника и вообще непонятного Шляпника. Этот харизматичный персонаж в новой ленте был показан совершенно уныло и неинтересно, даже в конце.
Подводя итог, нельзя не сказать, что у этого фильма есть определенные плюсы, делающие его зрелищным поп-корновым кином с прекрасными актерами и качественными спецэффектами. Но если попытаться копнуть поглубже, то оказывается, что сказочный шарм истории потерян, многие персонажи отодвинуты на второй план, а Джонни Деппу, судя по всему, надоело играть фриков.
В целом,
5 из 10