Не та АлисаПод непосредственным руководством гениального мультипликатора Уолта Диснея было снято замечательных картин, которые по праву считаются классикой мировой анимации. Организовав собственную и вполне успешную компанию, Дисней год за годом наращивал влияние на индустрию развлечений, экранизируя как собственные оригинальные задумки, так и классику детской художественной литературы. Не боясь вкладывать в производство полнометражных мультфильмов ошеломительные суммы денег и неимоверные усилия постоянно расширяющегося штата аниматоров, Дисней подарил аудитории такие незабвенные шедевры, как 'Белоснежка и семь гномов', 'Золушка', 'Пиноккио' и, конечно же, обаятельную фантасмагорию под названием 'Алиса в Стране чудес'. Незабвенная лента 1951 года по праву вошла в Золотую коллекцию шедевров от Disney, неоднократно переиздаваясь и прокатываясь по кинотеатрам, радуя публику возможностью вновь и вновь переносится в волшебный мир Диснея/Кэррола на большом экране. Со временем оригинальная 'Алиса в Стране чудес' превратилась в истинный образец экранизации одноименной сказки и никому не удавалось даже вплотную приблизиться к священному статусу ленты Диснея. Однако заполонившая Голливуд мода на глобальное переосмысление классики, возникнувшая вместе с наступлением нового века, не имела ничего против того, чтобы вновь обратиться к Льюису Кэрролу используя стиль и наработки классического мультфильма. Прикрепленный к полнометражному игровому римейку 'Алисы в Стране чудес' Тим Бертон подарил студии идеальный развлекательный хит, и после окончания проката успешной ленты продюсера заговорили о сиквеле, который планировалось выпустить вдогонку к первой части, однако работы над ним пришлось отложить, что привело к не самым радужным последствиям.
Собрав в мировом прокате сумму более одного миллиарда долларов, 'Алиса в Стране чудес' хоть и удостоилась изрядной доли критики, и тем не менее оправдала ожидания совета директоров Disney, сделавших рисковую ставку и победивших с поразительным результатом. Сам же Тим Бертон по определенным причинам не захотел возвращаться в мифологию Льюиса Кэррола, посчитав, что есть и другие, не менее интригующие истории, заслуживающие его внимания. А потому продюсерам пришлось искать постановщику замену, перерабатывать сценарий, решать различные производственные проблемы, оставив при этом мечты о скорейшем продолжении, использующим славу оригинала. После продолжительных поисков и переговоров на смену Тиму Бертону, оставшемуся во франшизе на позиции исполнительного продюсера, заявился автор последних картин о 'Маппетах' Джеймс Бобин, в то время как за сценарий вновь отвечала Линда Вулвертон, штатный автор Disney. К своим ролям вновь вернулись Джонни Депп и Миа Васиковска, компанию которым составил как всегда эпатажный британец Саша Барон Коэн. Сама же история заимствовала сюжетную канву Льюиса Кэррола для сказки 'Алиса в Зазеркалье', но итоговый сценарий оказался не меньшей переработкой, нежели синопсис ленты Тима Бертона. Но если в 2010 году студия смогла воздвигнуть вокруг проекта должный ажиотаж, то в 2016-м публика уже успела остыть и в деталях разобрать художественные недочеты 'Алисы в Стране чудес' что не самым лучшим образом отразилось на прокатной судьбе сиквела, который не спасли даже Джонни Депп на пару с Сашей Бароном Коэном.
Что же касается непосредственно самой истории, то она разворачивается спустя некоторое время после того, как Алиса (Васиковска) спасла Страну чудес от происков злобной Красной королевы (Хелена Бонэм Картер) и возглавила обанкротившуюся компанию отца, проводя ее от забвения к ожидаемому процветанию. Однако, как в волшебной стране, так и реальном мире хрупкой девушке приходится непросто, ведь ее удивительное воображение порой приводит к весьма неловким ситуациям, вызывающим откровенное недоумение окружающих. Прослыв бравым капитаном, отчаянно сражающимся с неприветливой судьбой, Алиса тем не менее не смогло добиться уважения деловых партнеров, от чего все ее амбициозные начинания находятся под угрозой срыва. И в момент наивысшего отчаяния ей вновь открывается путь в Страну чудес, где по традиции происходит что-то неладное. Пройдя сквозь зеркало в волшебный край, Алиса узнает, что ее давний друг Шляпник (Депп) находится в глубочайшей депрессии, горюя по давно утраченным родственникам. А помочь ему может лишь Время (Коэн), обладающее способностью путешествовать в самом себе. Но, как и следовало догадаться, столь могущественный чародей, ответственный за жизнь, смерть и текущий порядок событий, не собирается подстраиваться под желания какой-то девчонки. И тогда Алисе придется прибегнуть к неимоверным ухищрениям, лишь бы спасти друга от погибели, вызванной непреодолимой грустью…
Авторы «Алисы в Зазеркалье» столкнулись с самой коварной ловушкой, которая зачастую подстерегает сиквелы успешных картин. Вместо того, чтобы помочь сценаристу в проработке продолжения, приставив ему в подмогу талантливых коллег, продюсеры целиком и полностью доверились Линде Вулвертон, которая откровенно устала от волшебной страны, выдумав предельно вымученный, спорный и логически разбитый сюжет, необходимый только лишь для того, чтобы вернуть на экран любимый героев и позволить им отпустить на камеру несколько удачных шуток. Завязка истории, вращающаяся вокруг несусветной хандры Шляпника, возникшей только потому, что так необходимо, вызывает острое недоумение. Не спорю, что фильм Тима Бертона также далеко не образец абсолютной логической обоснованности, однако в нем чувствовалась твердая концепция, исполненная постановщиком со знанием дела. Совсем иные карты лежали на столе Джеймса Бобина, известного кукловода, но совершенно неумелого рассказчика. Если Бертон из недочетов сумел изваять притягательное, магическое кино в фирменном готическом стиле, преобразованном под веяния Disney, то Бобин слепо следовал сценарию, боясь внести в него хотя бы какие-то правки, сконцентрировавшись в основном на визуальной стороне проекта. Но когда в историю, пускай даже такую чудаковатую, как «Алиса в Зазеркалье» не веришь, проникнуться переживаниями кого-либо из героев не представляется возможным.
В несомненном драматическом таланте Джонни Деппа и Мии Васиковски может усомниться лишь слепец, и тем не менее даже им порой необходим отчетливый указатель того, что необходимо делать на съемочной площадке и как именно читать свой образ со сценария. В «Алисе в Стране чудес» актеры образовали определенно выигрышный тандем, без которого производство сиквела было невозможным, и Депп с Васиковской согласились продолжить сотрудничество, но в какой-то момент расслабились и напрочь утратили интерес к происходящему. Алиса Кингсли в исполнении Васиковской явно отстранилась от происходящего, периодически превращаясь в апатичную марионетку Джеймса Бобина, а Джонни Депп отыграл роль откровенно лениво и бесхитростно, полагаясь исключительно на свою знаменитую эксцентрику, давненько приевшуюся даже его самым преданным поклонникам. Таким образом душа «Алисы в Зазеркалье» проявилась лишь в Саше Бароне Коэне и Хелене Бонэм Картер, которые на пару отыграли полный спектр эмоций, фактически украв фильм у ведущих звезд. В особенности хорош Коэн, не растративший огонек в глазах даже после ряда неудачных проектов, способных подкосить любого актера.
В итоге хочу сказать, что «Алиса в Зазеркалье» получилась визуально привлекательной, но искусственной и пустой. Джеймс Бобин снял красивую обертку, заполнив ее пресной начинкой, которая не оставляет никакого послевкусия.
6 из 10