«Алиса в Зазеркалье»2016… — А когда встречу?
— Не скоро ещё… пройдут годы
— Аа… когда ты будешь младше, а я буду старше!
— Наверное, логики в этом нет
— По мне, всё логично…
И действительно, в этом фильме, который, казалось бы, на логику даже и не претендует, на самом деле всё логично, надо просто посмотреть под другим углом.
Алиса – уже знакомая нам героиня, но она уже повзрослела и в своём обычном, реальном мире даже стала капитаном корабля. Хотя, внутри неё всё же по-прежнему живёт вера в чудеса и сказки. И именно в эти чудеса и сказки Алиса и сбегает, как только в её жизни начинаются серьёзные проблемы, точнее сбегает она в целую, уже знакомую зрителю, страну, населённую опять же всем известными персонажами. Да вот только «дело в Шляпнике».Самый сумасшедший из приятелей Алисы серьёзно заболел…ну как серьёзно, вообще, из симптомов на лицо меланхолия, плавно переходящая в затяжную депрессию, общая подавленность и некоторая отстранённость и опустошённость. То есть ни кашля, ни температуры, но, видимо, в Подземье меланхолия и отсутствие улыбки считаются более тяжёлыми недугами. Естественно, твёрдое намерение Алисы помочь выливается в новое приключение, правда, на сей раз путешествовать героиня будет не на своих двоих, а на во всех отношениях волшебной хроносфере, которую она предварительно укра…то есть одолжит в пользование у самого Времени.
И да, Время- это полноценный и очень качественно сделанный персонаж. И этот самый персонаж выступает в очень непонятной роли, он как бы и злодей, ведь чуть ли ни весь фильм Алиса именно от него убегает, но также он и кто-то вроде мудрого советчика. Пусть господин Время местами выглядит комично, но цену он себе точно знает, да и цель у него благородная – восстановить ход Вечных часов. Но вот незадача, другие обитатели Подземья будто и не задумываются о целостности хрупкой временной материи.
И всё происходит по крайне нелогичному сценарию: Шляпник ушёл в себя, и поэтому его надо срочно спасать, более того – он чуть ли не требует от Алисы возвращения своих бедных родных, и она с готовностью погружается в новую авантюру. Милые зверушки и сама Белая королева ничего особенного и важного за всё приключение и не делают вовсе, Красная королева опять хочет корону и возмездия и желательно всё сразу, и только Время занят важным делом.
И какой тогда у всего этого яркого балагана смысл, если все несчастья приключаются исключительно из-за пустых и необоснованных прихотей главных героев? А смысл есть, но не на поверхности, а очень глубоко внутри, точнее прямо во внутреннем мире героини, коим, собственно, можно и считать саму Страну чудес и её обитателей.
Если говорить о реальной жизни Алисы Кингсли, то тут мы видим, что девушка попала в явно затруднительное положение – она остаётся без всего, и даже никто не в силах просто понять её. В общем, у неё начинается банальная депрессия, ведь девушка теряет своё место в жизни, осознание своего Я. Помочь ей никто не в силах, значит, действуем по проверенной схеме «Помоги себе сама!» Это Алиса и делает – она, как и Шляпник, уходит в себя, но не чтобы придаваться меланхолии, а чтобы разобраться. Алиса хочет спасти Шляпника, но по сути она спасает саму себя, точнее ту часть себя, которая отвечает за нестандартное видение, творческое начало и фантазии.
Если принять как данность, что вся Страна чудес – это внутренний мир Алисы, то на лицо некоторая рефлексия и самотерапия героини, только в сказочной, обработанной вариации. То есть все обитатели Подземья – это просто олицетворённые проявления психики девушки. Думаю, те из них, которые имеют человеческий облик – это что-то вроде альтер-эго Алисы. Так, Шляпник – это фантазия, творческое и нестандартное мышление, обе королевы - нечто вроде двух крайних проявлений женских сущностей (от милой и воздушной Белой до властной, капризной Красной). Чудо-звери-помощники (которые, впрочем, есть во многих сказках) – это менее яркие явления внутренней жизни, но всё же немаловажные. Например, обаятельный Чешир вполне похож на проявление бессознательного, которое то влияет на сюжет и героев, то исчезает по своей прихоти. Чешир (бессознательное) зачастую помогает взглянуть на вещи по-другому, помогает увидеть невидимое, то есть в каком-то смысле снимает барьеры (можно сказать ментальные), помогает мыслить шире.
Ещё один очеловеченный образ – Время. Этот джентльмен полностью такой, каким видит его Алиса. В своём реальном мире мисс Кингсли говорит о том, что время жестоко и обкрадывает нас. Собственно, таким она его и застаёт в своём внутреннем мире – Стране чудес. Да и слуги у него любопытные: секунды, они же такие маленькие, совсем нестрашные, даже милые, а вот как соберутся в минуты – натуральные монстры! Алисе время представлялось зловещим, таким оно и спроецировалось в её подсознание – жутким монстром, порождённым ею же. А когда эти минутные монстры ещё и гоняться за ней стали – картина стала полной: хотела жестокое и беспощадное время - получила!
Но раз это сказка, то и конец хороший. Алиса со своими внутренними трудностями разобралась, спасла свою способность мечтать в лице Шляпника, даже примерила двух королев (теперь личность героини стала более гармоничной, раз одна из её сущностей хотя бы временно перестала пытаться захватить контроль над другой). Алиса даже со Временем примирилась.
Да, можно воспринимать приключения Алисы буквально, а можно предположить, что девушка просидела под стулом, что-то бормоча про атмосферу - хроносферу. Не так важно, как оно было на самом деле, важно, что какое бы приключение не прошла Алиса – внешнее или внутреннее, она в итоге обрела гармонию с самой собой. Ведь даже свободное плавание, корабль «Чудо», роль капитана – своего рода намёки на смелое и свободное плавание по морям жизни, теперь разобравшаяся в себе Алиса снова хозяйка своей судьбы.
И вот тут-то и можно понять, что логика этой истории заключается в отсутствии логики, ведь о какой-такой логичности можно говорить, раз речь о психике и внутреннем мире. Алиса рвётся спасать своих друзей и Шляпника в частности, потому что, помогая им, она как бы спасает тем самым саму себя. Это её сказочный способ наладить свою, иногда чрезмерно богатую, внутреннюю жизнь.
В целом, сказочный мир Алисы Кингсли как и прежде ярок и готичен (что в принципе несовместимо, но здесь как-то уживается). Фильм даже в некотором смысле похож на авангардное, сюрреалистичное полотно, сплошь состоящее из разрозненных кусочков. Этот пазл можно сложить как угодно – это отдаётся на суд зрителя.
10 из 10