Спасибо, что самоуделились (с)На этот фильм я попала с определенными приключениями, но главное, что попала. Очень красивая и красочная картина, на все сто оторванная от реальности, увлекает и манит в свой мир так, что не хочется возвращаться. Добрые и светлые герои моментально становятся родными, а сама Алиса такова, что с ней с определенной натяжкой хочется ассоциировать себя.
На этот раз сюжет построен на спасении всеми любимого Шляпника, причем от самой страшной болезни – от депрессии. Однако несмотря на это, Шляпник вовсе не является центральной фигурой в истории, оставаясь второстепенным персонажем. А в центре смелая и такая взрослая Алиса, умеющая принимать решения и давать отпор ударам судьбы, сколь бы тяжелыми они ни были. В основе картины лежат всегда привлекательные для зрителя путешествия во времени. В данном случае они позволяют по-новому взглянуть на давно знакомых персонажей, понять и даже посочувствовать некоторым, удивиться другим. Хотя Алиса оказывается в местах, где она уже бывала, из-за разницы во времени это всегда несколько иная локация, наполненная другой атмосферой, так что можно точно определить, когда Алиса в «сегодня», а когда во «вчера». Из абсолютно новых мест можно выделить необычный замок Времени, с одной стороны, пугающий, а с другой – наполненный необычной жизнью, вовсе не темный и мрачный.
Основной же сюжетной мыслью является то, что в мире ничего не случайно, и что прошлого не воротишь. Конечно, эта мысль лежит на поверхности, но именно на ней построен сюжет. Алисе приходится разгадывать не искусственно созданные загадки, а сопоставлять факты, происшествия и их последствия. Картина нагляднее всего демонстрирует, как малозначимые события способны изменить жизнь человеческую, и даже не одного человека, а многих. Прошлое Красной и Белой королев, с одной стороны, это история абсолютно стандартная и типичная, детская, но с другой - на примере этих героинь мы видим, как ранимость может стать причиной озлобленности, а человеку, каким бы злым он ни казался, нужен может быть не захват мира, а человеческое тепло.
Несмотря на всю важность взаимоотношений сестер, важность их истории и их прошлого, история Шляпника здесь на первом месте. Его сюжетная линия крутится вокруг как конфликта отцов и детей, так и вокруг тоже элементарной морали о важности семьи как таковой. Мы привыкли воспринимать Шляпника одиночкой, но окруженного друзьями, сейчас же он предстает перед нами как обычный человек с обычными желаниями, разве что более ярко выраженными, ведь он все-таки существо необычное, на грани нормальности и абсурда. К сожалению, мне приходится признать, что игра Джонни Деппа в ряде фильмов кажется очень похожей, и в именно этой «Алисе» Шляпник напоминает капитана Джека Воробья. Местами, ведь все-таки это иной характер. Но Шляпник – существо по сути своей слабое и беззащитное, использующий приемы, доступные такого рода персонажам. А еще это очень эмоциональный персонаж, что в этой картине отображается даже в его внешнем виде. Он может быть добродушным клоуном, но может показаться и злым. Вместе с тем, здесь ему полагается сочувствовать и жалеть, а эта чрезвычайная эксцентричность, комедийность, излишняя эмоциональность просто не позволяют по-настоящему почувствовать героя, чтобы правильно реагировать на его жизненные обстоятельства.
В фильме появляется новый персонаж – само Время. Персонаж неоднозначный, что очевидно с самых первых кадров с ним. С одной стороны, он как какой-то робот, с другой – он живой человек. Когда Время хватается за встроенные в его организм часы, это напоминает человека, хватающегося за сердце. Это персонаж с каким-то вшитым в разум пониманием того, что можно, а чего нельзя. Он вовсе не отрицателен, но и не добр. Он гоняется за Алисой не из желания причинить ей вред, но понимает куда больше чем она. Одновременно от своего путешествия Алиса получает аналогичное понимание, что и позволяет найти героям общий язык.
Мне понравилось еще то, что картина не грандиозна. Сейчас внимание спускается к конкретным личностям, не фокусируясь на глобальных вопросах. Нет в этом фильме грандиозной битвы, так же, как и нет грандиозных интриг. Все как-то легко и припеваючи, красочно и солнечно, как игра. Именно своим потрясающим оформлением картина цепляет внимание, ведь всегда интересно, что же будет в следующем кадре, даже несмотря на действия Алисы. Весь фильм наполнен метафорами и аллегориями касательно времени, как в виде простеньких шуток, которые отпускает как сама Алиса, так и ее друзья, так и в виде оформления сцен, будь то океан и волны или гигантские стрелки. Все сцены в целом очень колоритны: как необыкновенно сказочно красивая зима, наполненная весельем и душевным теплом, так и потрясающей красоты весна. Картинка сочетает в себе как чисто сказочные атрибуты, типа говорящих животных, так и бесконечную человеческую мечту о максимально простом и добром мире, где все достаточно маленькое и компактное, у каждого свое место, где все понятно, мире, где все люди – одна семья, где нет бедности, где нет злости, зависти и конкуренции. Картина дарит именно такое ощущение от показанной в ней жизни.
Фильм дарит хорошее настроение. Он дает героям понимание и прощение, позволяет понять и отпустить. Он заставляет их пересмотреть свою жизнь, начать ее с нового листа, если нужно. Какое-то большое завершение этой истории, от которого есть только положительные эмоции. Здесь нет ощущения искусственности, нет ощущения, что кого-то из героев вытаскивают на первый план. Все на своем месте, все участвуют ровно в той степени, в которой этого требует история. Это прекрасно.
8 из 10