Учебник по ориентированию среди руин МодернаЭто выдающееся произведение, необходимое для каждого, кто хочет окунуться в ироничное осмысление Постмодерна. В «Футураме» проделан интересный ход: наша современность опрокинута в будущее и представлена как прошлое в их системе координат. И немедленно все принципы, ценности, «здравый смысл» и прочее, на что мы тратим здоровье и время, оказывается нелепым, смешным, уродским.
«Футурама» — это, возможно, самый яркий, последовательный и умный стёб над Современностью во всей её духовности: и вера в Науку, и Гуманизм, и Потребительство, и Антропоцентризм, и Секулярность, и Глобализация в сериале жестоко и иронично разоблачаются. Вместе с ними разоблачаются и разнообразные субкультурные поделки, претендующие на роль проводников из бездуховного Постмодерна в традиционное общество, в «иные миры» или куда-нибудь ещё. Один Рободьявол чего стоит…
«Футурама» — ярчайшая иллюстрацию маклюэновской «глобальной деревни», в которую превращается т. н. «общество высоких технологий», лишённое гуманистического пафоса. Это междусобойчик разномастных фриков, которые осознали, что никуда не смогут друг от друга деться.
Тупик западоцентричного империалистического модернизма показан столь ярко, что каждой серии можно посвящать целую лекцию в какой-нибудь модной отрасли гуманитарного знания. Как и мечтал Ги Дебор, всё доведено до своего предела, и предел этот — абсурд. Жаль, что не дожил Дебор до «Футурамы». А то бы хвастался не количеством выпитого спиртного, а, как я, суммарным временем, проведенным за просмотром «Ф.» и её обсуждением.
«Футурама» — это эстетический и интеллектуальный катарсис. После её просмотра нельзя остаться прежним. Мир становится иным. Оказывается, что и мира-то не было — одна вереница дискурсов и интерпретаций. И этот мультик — проводник из мира иллюзий в… Наверное, в мир эстетского самолюбования. Но он неизмеримо интереснее «мира», каким мы его видим.
В «Футураме» нет центра — это стилистически и методически чистое постмодернистское произведение. В нём ходишь по кругу, раз за разом подмечая новые детали, иллюстрирующие как стихийный выплеск пережатого бессознательного, так и ума, потерявшего веру в своё существование. Поэтому «Ф.» — выдающееся произведение, необходимое для каждого, кто хочет окунуться в ироничное осмысление Постмодерна.
10 из 10