Дьявол в лифтеО «Дьяволе» я узнал случайно, от брата-подростка, посоветовавшего мне посмотреть этот «классный ужастик». Источник и сие описание фильма не вызывали особого доверия, но я все же решил дать «Дьяволу» шанс. Посмотрев трейлер и увидев в списке создателей имя М. Найт Шьямалана, я сразу понял на что подписывался — напряженку с излюбленными им паранормальными явлениями и перепетиями сюжета. И собственно, чего я от фильма ожидал, то и получил.
Сюжет фильма прост: пятерым незнакомцам «посчастливилось» оказаться не в том месте не в то время, и они застревают в лифте посреди небоскреба. Рутинная, хоть и малоприятная, ситуация радикально меняется, когда они начинают гибнуть один за другим, не подозревая, что среди них скрывается сам Дьявол в человеческом обличии.
Задумка как минимум увлекательная, фильм снят качественно, но не более того. Из интересных режиссерских находок вспоминается разве что перевернутая вверх тормашками панорама Филадельфии в самом начале (фильм то об исчадии ада, улавливаете?)
Развитие событий происходит довольно динамично, нету ощущения затянутости происходящего свойственного многим триллерам; да и при продолжительности в 80 минут создатели просто не могли позволить себе иного.
Как таковых пугающих моментов в фильме немного, но он и не об этом — режиссер сделал упор на саспенс и атмосферу растущей безысходности, что ему вполне удалось. В ход пошли характерная для жанра музыка и довольно качественная игра малоизвестных актеров, старательно и вполне достоверно передающих растущее по мере развития фильма напряжение.
На этом добротные моменты уступают место претензиям к фильму, причем довольно значимым. Во-первых, для фильма, в котором упор сделан на создание интриги, интриги как таковой на удивление мало. Тут дело в особенностях задумки: трудно создать действительно захватывающую и непредсказуюмую фабулу, когда место действия — замкнутая кабина лифта, претендентов на личность носителя нечисти всего пять, а каждая смерть одного из узников ситуации предшествуется недвусмысленным отключением света и какафонией криков и громкой музыки (Этот «хитрый» ход также позволил создателям сэкономить на спецэффектах: легче добавить звуки и поморгать светом, чем показать дьявола во всем своем уродстве. На бюджете в 10 миллионов не разгуляешься). А ведь на интриге строится вся картина! Название фильма, трейлер, закадровый голос охранника-мексиканца в экспозиции — все готовило зрителя ко встрече с заглавным антигероем картины. А в итоге лично я, как, уверен, и многие другие киноманы, на удивление быстро раскусил фильм, вплоть до личности дьявола, порядка смертей персонажей, и даже классического поворота сюжета по-Шьямалански, задолго до раскрытия всех карт. Уж слишком все шаблонно получилось. Но здесь сказывается многолетний опыт просмотра подобных фильмов и знакомство с предыдущим творчеством Шьямалана; малосведущий зритель авось и клюнет на постоянные извороты режиссера с фантомной целью сохранения интриги до самого конца.
Вторая претензия у меня к философскому подтексту фильма. Мораль сей басни проста и стара как мир: умей прощать, и будет тебе счастье и спасение. Не спорю, урок полезный, актуальный, но на раскрытие этой темы режиссер выделил лишь несколько минут с участием главного героя детектива в начале фильма и еще несколько в конце, где урок преподается зрителю прямо-таки демонстративно, на тарелочке с голубой каемочкой. Попыток вовлечь в моральный вопрос остальных персонажей фильма (за исключением одного, напрямую связанного с сюжетной линией) предпринято не было, несмотря на наличие на то предпосылок. Вследствие чего трудно избавиться от ощущения, что все жертвы карающего дьявола — не более чем характерные для хорроров «краснорубашечники», без претензий на более глубокое раскрытие образов.
В итоге мы имеем вполне добротный, хоть и не особо оригинальный, триллер с элементами хоррора, любители жанра оценят. Но я бы сказал, что фильм на один раз.
6 из 10