Птица, птица, птица-синица!Любовь к птицам, природе, и, на взгляд большинства здравомыслящих людей — совершенно дебильное мероприятие «Большой год», которое действительно проходит в Америке в виде беготни повернутых на птицах «бёрдеров» за каждой пичугой, занимает в ленте не последнее место и совершенно не интересует массы. Чтобы сделать кассовую комедию, нужно ординарных людей впихнуть в неординарную ситуацию, которая, однако, будет близка большинству зрителей. Конечно, основной посыл фильма совсем не в погоне за птицами, но само соревнование птичников смогло заинтересовать крайне узкую аудиторию, массовому же зрителю фильму предъявить вроде бы нечего.
Я люблю птиц и многие из них меня искренне восхищают, и, конечно, я не премину выхватить фотоаппарат, если где-нибудь увижу фламинго или полярную сову, но, конечно, брать ради такого случая отпуск, бросать семью и забывать обо всем на свете я не стану. Но этот фильм не о птицах. Для меня этот фильм в том числе о вреде фанатизма в любом виде. Будь это работа, отношения, хобби, как говорил один мой учитель: «Без фанатизьму, ребятки, без фанатизьму». А то ведь в погоне за призрачной мечтой, которая мало того, что может оказаться пшиком, можно потерять все то хорошее, что имеешь в данный момент.
Мужчины не могут не соревноваться — эту фразу из фильма можно сделать его слоганом, но в любом соревновании должен быть смысл. Для чего ты это делаешь, зачем? Насколько важно это — ради чего или кого. От истинного увлечения, доставляющего удовольствие, до зависимости, портящей твою жизнь — один шаг!
Для героев Мартина и Блэка «Большой год» стал захватывающим приключением, способом вырваться из многолетней рутины, для одного — из бесконечных корпоративных заседаний, на которых все чаще ощущаешь стучащуюся в дверь старость, для другого — из скучных, серых будней офисного клерка. Но для них стать лучшими — не самоцель, как для героя Уилсона. Для них путешествие важнее результата. Им действительно интересно, они действительно любят птиц. Для Бостика важно лишь быть первым всегда и во всем — это важнее беременной жены, работы, ремонта в доме. Его жизнь была полна важных и нужных событий, и все эти события он пропустил, будучи занятым возвеличиванием своего непомерного эго. Для Мартина и Блэка это было частью жизни и не мешало им ощущать поддержку семьи, знакомиться с новыми людьми и делиться впечатлениями. Вечно торчащий в одиночестве Бостик, бросивший всех и все ради какого-то эфемерного признания, не вызывает ничего, кроме жалости.
В сопоставлении этих характеров рождается мораль фильма, рождается сам фильм. Быть лучшим в полном одиночестве не так уж здорово. Цель не всегда оправдывает средства. Иногда, идя по головам, можешь потерять собственную. Придя к финишу первым, оглянись, может, за тобой никто и не гнался… Все это открыто читается в фильме, все это понимаешь, перевариваешь и этому веришь. Авторы говорят это со знанием дела и в задушевной беседе. Кажется, как будто эта тема близка всем актерам — ведь Уилсон, любимчик публики, в 2007 чуть было не покончил с собой, Мартин всю жизнь положил на карьеру, и, что-то поняв, едва успел на исходе шестого десятка обзавестись ребенком, а Блэку, который мечтал похудеть, чтобы превратиться из толстого неудачника в крутого парня, просто пришлось признать себя таким, какой он есть, избавившись от выпивки и наркоты, а не от лишнего веса.
Весь фильм как бы говорит — что бы вы ни делали, не упускайте главное, пусть не застилает вам глаза пелена амбиций. Цена их удовлетворения может быть слишком высока. Добившиеся всего, как правило, остаются глубоко несчастными людьми — и смерть всесильного Сталина, например, тому доказательство.
Как ни странно, своим посылом, фильм ближе всего к картине братьев Фаррелли «Заводила», хотя там не птицы главенствуют, а боулинг, есть все тоже самое: дух соревнований, путешествие через всю страну, амбициозный злодей-победитель и «неудачники», нашедшие во время путешествия гораздо больше, чем главный призер.
Они нашли себя, друг друга, герой Блэка — обрел отца и любовь, герой Мартина признал неизбежную старость и помирился с ней, убедился в любви и поддержке жены, взял на руки новорожденного внука, принял несколько важных решений. Они не отрывались от жизни, для них это был действительно большой год. А «большой год» героя Уилсона оказался фантомом, в котором слабым утешением за развалившийся брак и полное одиночество стало первое место в никому не нужном соревновании.
Это очаровательный, трогательный и поднимающий настроение фильм, в котором трио чудесных актеров невероятно правдивы в своих ролях. Мартину я вообще не перестаю удивляться. Человек в кино уже 40 лет, большинство звезд его поколения либо благополучно закатилось, либо играет небольшие роли — на подпевках. Он же остается по-прежнему главным героем комедий, не зная серьезных поражений. Получивший в этом году давно заслуженный Оскар, он, кажется, совсем не подвластен моде. И в этом фильме он радует не деланным, а искренним добродушием, особенно, когда берет на руки своего «внука», удивительной легкостью, несравнимой с возрастом, каким-то шармом. При том, что теперь Мартин отвечает не за безумные эпизоды в картинах, а скорее за ироничные, теплые нотки, слегка скрашенные улыбкой. Мартин очень хорош, и, как раз после этой картины он взял тайм-аут в карьере. Наверное, тоже что-то понял…
«Парень-зажигалка» Джек Блэк здесь грустнее, чем обычно, но и правдивей. У его героя в жизни вообще полное уныние, и парень возвращает себе жизнь — делает это весело и непринужденно. Между ним и Мартином есть химия. У них получился дуэт, в искренность которого веришь безоговорочно.
Оуэн Уилсон в противопоставлении им тоже хорош. Он вовсе не антагонист в привычном понимании. Он не подлец и не делает гадостей, единственная большая гадость им сделана самому себе. Уилсон прекрасен и в одержимости своего героя, и в финальных кадрах, когда с невыразимой печалью смотрит на удаляющуюся влюбленную парочку с малышом в коляске. Человек, который все потерял.
Эта комедия ничем не эпатирует, не шокирует и не пытается даже понравиться. Она простая, элегантная, не скажу, чтоб зверски смешная, но зато очень приятная и добродушно-улыбчивая и, как бы сказать? — экологически чистая. Режиссеру удалось разрулить ситуацию, не обидев никого из звездного состава: здесь три совершенно равноценные роли, никто не тянет одеяло, сыграно и поставлено все замечательно. Конечно, обидно, что он провалился, но и, положа руку на сердце, не место ему в нынешнем прокате. Нынешние герои комедий провозят наркоту, бухают в Вегасе до беспамятства, снимают домашнее порно, превращаются в пошлых дедов и матерящихся медведей…
8 из 10