Шесть баллов — и по рукам.Можно было бы за резкое понижение смотрибельности серии отвесить пинок Дэвиду Финчеру (с работами которого, увы, у меня роман не сложился вообще — не нравится он мне, вот и всё), однако почитав историю создания, понимаешь, что как раз-таки своего пинка Финчер заслуживает в самую последнюю очередь, если заслуживает вообще — давление студии, стократные переписывания сценария, недостроенные и перестраиваемые декорации привели к тому, чего и надо было ожидать — скучноватому триллеру с примесью космического хоррора, в котором космоса как такового — да и, собственно, Чужого — с гулькин нос. Слюнявая космическая образина — фон, на котором во главу угла поставлен быт заключённых на планетоиде Фиорина «Ярость — 161». Последствия часто переписываемого сценария, в который пытались таким образом долить воды.
Первый фильм, помнится, тоже грешил таковым — упирал на быт космических дальнобойщиков, оставляя Чужого в тени, но там было простительно — первый же фильм, монстра хоть и показывали редко, но он запоминался. А тут? Успел случиться Кэмерон, который оставил в стороне научно-фантастический саспенс, заменив его научно-фантастической мясорубкой — был ли смысл опять так мало показывать ксеноморфа? Видать был, ибо я даже не понял, какого он тут цвета — то ли светло-серый как в первой части, то ли красноватый (или же это кровь жертв…). Я не спорю, что охотится он здесь весьма кроваво, но на самого красавца насмотреться не дают. Вместо этого, зато, дают полюбоваться жизнью верующих космических преступников.
Благо, несмотря на все сюжетные коверканья они получились довольно харизматичными и неплоскими ребятами. Плюс вернулся Хенриксен, чьё появление в финале не открыло каких-то Америк, но откровенно порадовало. А вот Уивер — не сказать, чтобы Рипли здесь было так уж мало, и что она не играет никакой роли в сюжете, но не возникает ощущения, что здесь должна править балом она. Рипли — одна ИЗ главных героев, это вносит дополнительные коррективы в восприятие фильма. Туда же идёт и тот факт, что Хикс и Ньют в фильме не задействованы, ибо сценарные переделки отправили их на тот свет ещё при приземлении.
Смотрел я — основываясь на многочисленных рекомендациях — монтажную версию фильма (ибо такого понятия как «режиссёрская» версия нет, т. к. Финчер, попавший под пресс студийного давления, отказался иметь любое отношение к ленте — вот за такую упёртость он, всё же, заслуживает уважения, как бы я к нему ни относился), ибо она должна была показать несколько новых сцен и ответить на некоторые вопросы кинопрокатной версии, но главное не исправили ни там, ни там — а как, собственно, яйцо попало на борт «Сулако», да ещё и в спасательную капсулу? Особенно учитывая, что у Королевы, побывшей на борту корабля, не было никакой возможности его отложить, и использовать одного из своих солдат в качестве посыльного (даже если додуматься до такой извращённой версии) она тоже не могла — обычные Чужие не были на борту «Сулако».
В результате, зияя этой сюжетной прорехой и ещё парочкой поменьше (как Рипли выбралась из спасательной капсулы?) с самого начала, лента в дальнейшем пытается отвлечь зрителя от насущных вопросов задранной планкой кровавости и хорошим визуальным рядом, а Финчер всё-таки неплохо строит мрачную атмосферу, но — к сожалению — не достраивает. И — повторюсь — винить здесь надо вовсе не его. Фильм прошёл сквозь производственный ад, и в результате многое растерял — его можно сравнить с первой частью по неспешности действия, но при этом тут не чувствуется холодной, безысходной космической отстранённости, что была у Скотта, а с «Чужими» сравнивать ленту Финчера и вовсе некорректно и глупо. «Чужой 3» должен был представить нам страх в кубе (на что намекало своеобразное написание циферки 3 в названии), но вместо этого показал хорошие сцены с кровью и компанию хороших актёров, сыгравших нетипичных и интересных персонажей. Более я ничего добавить к достоинствам картины не могу.
6 из 10