'Свет переворачивается не сразу'Да, свет переворачивается не сразу, писал Валентин Распутин, не одним махом. Откуда, вопрошал он, из каких запасов придёт желанная подмога? А мне хочется спросить, когда, когда же начался вот этот перелом, из-за которого душевная теплота стала подменяться расчётом и приспособленчеством, а участие и интерес к живой душе человеческой ушёл, оставив равнодушие и остывшие сердца? Ведь герой
Станислава Любшина не возник в безвоздушном пространстве, такие были, есть и будут. Но почему это отношение к ближнему стало первенствовать?
К слову, можно посетовать и о том, куда же делось мастерство снимать фильмы, подобные «Слову», искусство играть одними глазами, как главные героини, писать такие сценарии, в конце концов. Настолько жизнь поменялась? Но отставим привычное ворчание. К счастью, картина снята, и для истории она хоть и не бессмертна, но существование своё продлила однозначно. История ведь расхожа – один человек любил другого до беспамятства, растворялся в нём, отдавал всего себя; второй этого не знал, точнее,
не хотел знать, не хотел отягощать своё существование излишними думами. В его душе не было любви, было удобство, потому что второй человек всю любовь тащил на себе, служа ему и женой, и прислугой, и подушкой. Да, мир не перевернулся сразу, но однажды наглость этого удобного существования достигла апогея, и Валентина (
Марина Неёлова) прозрела. А, как известно, когда человеку открывают глаза, из них катятся слёзы (Ф. Кривин). Боль, отчаяние, душевная оскуделость, тоска из-за потраченных на ничтожество усилий, чувств и эмоций очень тяжелы. И она совершает свой бесславный поступок, вынося приговор и себе самой.
Но всё обошлось – к счастью, наверное… И вот, избежав назначенной собой же кары, Валя снова закрывает глаза и всеми способами старается выгородить любимого. Собственная судьба её не интересует. Она до сих пор до полной самоотдачи любит этого морального урода.
Адвокат Ирина (
Галина Яцкина) искренне недоумевает. Ей, как профессионалу (хотя и молодому), видна вся гнилая сущность этого «интеллехентика» и беззащитная душа Вали, оттого она и не может понять позиции несчастной девушки. Но сюрпризы поджидают и её. Всё глубже проникая в их историю, она обнаруживает, что вот она, настоящая любовь, жертвенная и подчас жестокая. А такая ли у неё с женихом (
Олег Янковский)? Терзания и размышления накрывают её, как волна. В этой непростой ситуации Ирина готовится к защите, квинтэссенции адвокатской деятельности по уголовным делам. И защитительная речь будет водоразделом, определившим судьбу не только Вали, но и её самой.
Потрясающий фильм. Минимум зрелищности (хотя операторская работа замечательная), только качественный сценарий, сильная режиссура и убедительная игра артистов. После таких фильмов хочется размышлять, копаться в себе. Да, голливудские фильмы динамичнее, ярче, они более захватывающи, но думать после них хочется редко, вот такая, понимаете ли, история.
Актёры демонстрируют высший пилотаж. Галина Яцкина играет совсем молодого юриста – только три года, как окончила институт, значит, и адвокатский статус получила недавно, и это – одно из её первых дел, если не первое. Но какая стойкость, хватка, деловитость, которые, при этом, вовсе не отменяют человечности и сострадания. Марина Неёлова – вот это неожиданность: породистая, интеллигентная натура – это определение артистки никак не применить к её героине – простушке, обычной работяге. У неё нет полутонов: люблю – так на полную катушку, и кровь тайком от любимого сдаёт, и работает без устали, да ещё и дом благодаря ей становится уютным. Виталий, герой Любшина, – какая же скотина. И притом самое противное, что с виду это просто заурядная, никчёмная личность, но с каким апломбом!.. (всё сказанное свидетельствует о таланте и профессионализме актёра, дай бог ему здоровья). Понравился и Олег Янковский в роли жениха. Он не безучастен к жизни своей любимой, но Ирина сама не впускает его в свою жизнь, хотя, очевидно, и ждёт от него какого-то необычного проявления любви. Такого, наверное, каким жила долгие годы Валя по отношению к Виталию…
Спасибо всем создателям. Рекомендую к просмотру (правда, всё меньше и меньше сейчас решаются знакомиться с советскими фильмами, тем более, малоизвестными…).
10 из 10.